Пьяный бык, ожог и поцелуй
Орлова как никто другой мечтала получить заветную роль в «Веселых ребятах» - у молодого и видного режиссера, который понравился ей с первого взгляда. Марк Кушниров, историк кино, сценарист и критик, вспоминает: «Когда свалилось на нее предложение сниматься у Александрова, она впала в такое радостное возбуждение, что напрочь упустила из виду деловую часть события. Актриса поделилась новостью с Фаней Левинской, ассистенткой режиссера своей первой картины "Любовь Алены". И та, искушенная в производственных секретах, сразу спросила о гонораре. Узнав же сумму, поняла, что молодую актрису хотят, мягко выражаясь, обдурить, стала жарко советовать не соглашаться на унизительные условия, проявить непреклонность». Но на решение Орловой вряд ли кто-то смог бы повлиять: она была готова сниматься у Александрова даже бесплатно!Несколько позже, став знаменитой на весь Советский Союз, Орлова ради красного словца однажды заметит: «Когда режиссер Александров дал мне прочесть сценарий "Веселых ребят" я страшно расстроилась. "Страна, сказала я ему, - строить Магнитку, Днепрострой, возводит Комсомольсок-на-Амуре в глухой тайге, а у вас тут козочки, овечки, поросята - смех". -"А смех - родной брат силы!"- сказал мне тогда Александров».
С фильмом связано немало воспоминаний, как смешных, так и печальных. Так, Орлова должна была играть сцену с быком и при этом выглядеть спокойной, а у нее от ужаса все сжималось внутри - вдруг разъярится да и пырнет рогами. Но дело почти обошлось. Любовь Петровна, уже не без улыбки, вспоминала, как бык оставил ей «поцелуй на память»: «Оказывается, язык у быка как щетка, и у меня ссадины на руке были такие, что потом пришлось лечить руку от этих бычьих "поцелуев"». А еще пришлось лечить ушибленную спину, - после того, как непокорное животное скинуло артистку, усевшуюся на него верхом.
С животными на площадке вообще было немало смешных случаев: одного быка надо было показать буйным, и его напоили водкой. Вот только не учли, что животное впадет в такое бешенство, что повергнет в бегство всю съемочную группу. Не помог и гипнотизер, долго смотревший несчастному быку в глаза. И только ветеринар подсказал, что быком можно будет легко управлять, если добавить в водку бром.
На съемках «Цирка» с Любовью Орловой произошло неприятное событие. Во время работы над прологом, когда Марион Диксон бежит с чернокожим малышом (на самом деле с куклой) на руках от обезумевшей толпы и в последнюю секунду успевает запрыгнуть на подножку уходящего поезда, Орлова упала, споткнувшись о камень, прямо на груду угля, разодрала колени в кровь и порвала одежду. Но это ее волновало меньше всего. Поднимаясь на ноги, она глазами искала отлетевшую в сторону куклу, а затем спросила как ни в чем не бывало: «Ребенок-то жив?». Артисткой она оставалась даже во вред собственному здоровью - в том числе и во время танца на пушке, успевшего стать настоящей легендой. На окружности диаметром 75 см Орлова отбивала чечетку и пела незабвенное «Диги-диги-ду», держа в голове слова Александрова, что всё надо снять как можно лучше с первого раза, - импортная пленка заканчивается! Выполнив всё как надо с первого дубля, артистка поплатилась. Закрывающее жерло пушки стекло, подсвечиваемое прожекторами, раскалилось до небывалой температуры из-за этих самых прожекторов. И сев на стекло, Орлова получила ожоги третьей степени - ее костюм буквально начал плавиться. Оказавшись в травмопункте, вместе с одеждой Любовь Петровна лишилась и кожи. Позже Орлова со смехом будет вспоминать: «А первые несколько дней в туалете орлом сидела».
Проказы и смех Орлова будет изображать еще в нескольких картинах: «Григорий Васильевич хочет создать веселую, озорную комедию, за комическими сценами и трюками которой будет утверждаться мысль о высоком оптимизме нашего народа», - скажет артистка о фильме 1938 года «Волга-Волга». Лента не осталась незамеченной высшим партийным руководством и обратила на себя внимание из-за двух сцен, в которых присутствуют поцелуи Орловой с актером А. Тутышкиным. Сталин, очень щепетильно относившийся к подобным моментам, попросил одну из сцен убрать, - хватит и первой. А Александров после такого замечания вообще перестал снимать в своих картинах поцелуи.
Всё только начинается
В 1939 году артистке пришлось сменить амплуа - из деревенской простушки, улыбчивой и задорной, Орлова превратилась в коварную, хитрую предательницу Родины: «В свое время, в одной из ранних своих киноработ, мне довелось затронуть тему иностранного шпионажа в СССР. Я имею в виду картину "Ошибка инженера Кочина" режиссера А. Мачерта. В этом фильме я играла роль женщины, вовлеченной в преступление против Родины и с холодной жестокостью раздавленной подлой и безжалостной вражеской силой...». Почти десять лет спустя, в картине 1949 года «Встреча на Эльбе» Орловой придется вернуться к образу интриганки и заговорщицы, в очередной раз показав, что ей под силу быть разной: «Играя Джанет Шервуд, я стремилась представить эту силу - холодную, жестокую, циничную. Роль была для меня очень трудна. Если в подавляющем большинстве прежних я сживалась с моими героинями, роднилась с ними, какое-то время словно жила их жизнью, то, играя Шервуд, мне пришлось как бы отрешиться от самой себя, переселиться в чужую и чуждую мне душу... Именно за границей наблюдала я таких женщин - выхоленных, красивых, нарядных и одновременно опустошенных, без высоких стремлений, без искренних чувств и привязанностей, холодных, себялюбивых, честолюбивых, верящих в один лишь банковский текущий счет, поклонявшихся одному лишь доллару».1940 год ознаменовался выходом на экраны фильма «Светлый путь», на который режиссер и актриса возлагали большие надежды. По сюжету, Таня Морозова, необразованная, но стремящаяся к знаниям девушка, проходит нелегкий путь от уборщицы до профессиональной ткачихи, удостоенной ордена Ленина. О роли Любови Петровны в этом фильме писали: «Прелестная, как Белоснежка, она представляется особенно богатой душевно, когда вытирает пот с лица после окончания героического дня рекордов. Она торжествует, но не как женщина, прелестная и необычайно женственная, женственность лишь одна из ее черт, но как человек вообще, как советский человек».
Орлова целиком и полностью отдалась роли и в конце съемок заявила: «Если бы моя работа оставляла возможности для других занятий, я из всех выбрала бы работу ткачихи». Сталин фильм не оценил. Орлова и Александров впали в настоящее уныние, так как очень рассчитывали на «Светлый путь», надеясь, что картина принесет им государственную премию. Частенько они встречали В.И. Немировича-Данченко, состоявшего в Комитете по Сталинским премиям, и пытались понять, стоит ли им ожидать награды. Однажды Немирович-Данченко дал понять, что стоит. На следующий день пара получила официальное сообщение, где говорилось, что Александров и Орлова награждаются Сталинской премией первой степени за картины «Волга-Волга» и «Цирк». «Светлый путь», таким образом, остался непризнанным. Зато пролетариат писал актрисе письма следующего содержания: «Товарищ Любовь Орлова! Этот фильм и Вы, наша народная артистка, - это наша жизнь... Мы и дочерей назвали Вашим именем. У нас на фабрике Люба - самое многочисленное и уважаемое имя» ...
Главной особенностью картины, конечно же, является исполнение Орловой двух совершенно разных ролей: строгой и обязательной ученой Никитиной и ветреной и необязательной артистки Шатровой, а также присутствие в кадре неподражаемой Фаины Раневской. Кстати, две великие актрисы эпохи в первый раз встретились на съемочной площадке именно во время работы над фильмом «Весна». Фаина Георгиевна вспоминала: «Эту картину надо было назвать "Весна в Антарктиде": такой собачий холод стоял в павильоне, пока не зажигали приборы, которые хоть как-то согревали».
Фильм, как сейчас принято говорить, растащили на цитаты: «Красота - это страшная сила!», «Я взяла с собой "Идиота", чтобы не скучать в троллейбусе» или «Я разоблачила вас! Вам не нужна моя страсть, вам нужна эта жилплощадь!».
ФИЛЬМОГРАФИЯ ЛЮБОВИ ОРЛОВОЙ
1933 «Любовь Алены»
1934 «Петербургская ночь» 1934 «Веселые ребята» 1936 «Цирк»
1938 «Волга-Волга»
1939 «Ошибка инженера Кочина»
1940 «Светлый путь»
1941 «Боевой киносборник №4» 1941 «Дело Артамоновых» 1943 «Одна семья»
1947«Весна»
1949 «Встреча на Эльбе»
1950 «Мусоргский»
1952 «Композитор Глинка»
1960 «Русский сувенир»
1963 «Мелодии Дунаевского»
1974 «Скворец и Лира»
Последние работы в кино
В 1950 году «Встреча на Эльбе», вышедшая на экраны в 1949 году, принесла Орловой и Александрову еще одну Сталинскую премию. Лента о взаимоотношениях, о противостоянии советских и американских сил на территории послевоенной Германии стала невероятно популярной. В фильме звучала «Песня мира», написанная Д.Д. Шостаковичем на слова Е.А. Долматовского. Эта песня прославилась настолько, что ее исполняли на конгрессах, митингах и даже в нью-йоркских залах заседаний ООН.В 1950 году на экраны выходит фильм «Мусоргский» режиссера Григория Рошаля, в 1952-м - «Композитор Глинка» Григория Александрова. В двух работах о гениальных русских композиторах Любовь Петровна выглядит безупречно: пышные наряды, сложные прически, дорогие украшения. Вот только актриса не может сыграть так, как ей бы хотелось, - роли слишком поверхностные.
Говорят, эпоха Александрова и Орловой завершилась с эпохой Сталина. В творчестве режиссера, да и актрисы тоже, наступил настоящий кризис. Над предлагаемыми ими сценариями откровенно смеялись, фильмы не получали признания ни у зрителей, ни у критиков. О «Русском сувенире», вышедшем в 1960 году, Орлова говорила так: «Что ни кадр, то пустота... А у меня перепевы и перепевы самой себя... Словно я тем только и занимаюсь, что пытаюсь повторить когда-то найденные приемы, но у меня уже ничего не получается» .
Любовь Петровна, несомненно, чувствовала, что должна сняться в более сильной работе. Именно поэтому она как могла подталкивала Александрова к созданию нового сценария. Последней картиной в фильмографии великой советской актрисы стал фильм 1974 года «Скворец и Лира». Орлова, которой на момент съемок было за семьдесят, играла молодую женщину. Григорий Александров очень переживал, сможет ли супруга достойно исполнить такую сложную роль. Но все сомнения развеялись, когда однажды он зашел в комнату и увидел, как Любовь Петровна играет с собакой: актриса лежала на диване, задрав ноги, на ступнях кружила своего питомца и беззаботно хохотала. Однако публика усилий режиссера и актрисы не оценила и пришла в недоумение: в фильме есть сцены, где Любовь Петровну заменяла дублерша. К примеру, в сцене с предложением руки и сердца, когда главной героине на палец надевают кольцо, в кадре можно увидеть бархатные ручки молодой девушки, а ведь Орлова, хоть и заботилась о своей внешности, не могла похвастаться красотой рук... Завистники и недоброжелатели называли фильм «Склероз и климакс».