Безымянные актеры и первые кумиры
В американской киноиндустрии в самом начале ее развития абсолютно не была выстроена актерская система. Имена актеров и актрис не упоминались в титрах, они были практически неизвестны зрителю; нередко их настоящие имена скрывались под псевдонимами, как и биографии. Коренным образом ситуация изменилась после 1910 года, когда Карл Лемль заключил договор с актрисой Флоренс Лоуренс. Воротилы кинобизнеса быстро сообразили, что из личной рекламы актеров можно получить дополнительную прибыль. С этого момента каждая киностудия взялась за формирование имиджа своих артистов, и стали появляться звезды кино, узнаваемые на улицах и во многом определявшие популярность фильма. Становление мирового кинематографа невозможно представить без участия двух легенд немого кино, величайших звезд эпохи зарождения Голливуда - супругов Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. Именно их творчество было одним из важнейших толчков для формирования и стремительного развития американского кино. Кроме того, именно первые звезды продемонстрировали, насколько этот бизнес прибылен, открыв путь плеяде молодых, перспективных дебютантов. Мэри Пикфорд зарабатывала миллион долларов в год. Она проявила редкостную проницательность, осознав, что Голливуд - это будущий лидер кинематографа. Вместе с Чарльзом Чаплином, Дугласом Фэрбенксом и Дэвидом Уорком Гриффитом Мэри в 1919 году создает киностудию «United Artists», которая просуществовала до 1981 года.
В 1920-х годах уже каждая студия имела своих известных протеже, а пик этой гонки популярности пришелся на 1940-1950-е годы. Над репутацией будущих звезд трудилась целая пиар-индустрия. Каждому начинающему актеру было выбрано свое амплуа. Мужчинам -хулиган, сорвиголова и мятежник или галантный джентльмен; девушкам - благовоспитанная барышня или порочная красотка. Актеров готовили на специальных курсах, обучали танцам, вокалу, этикету, актерскому мастерству. Студия была вправе вмешиваться в личную жизнь своих подопечных, указывая, с кем можно общаться, а с кем нет, выбирая жен и мужей или, наоборот, отговаривая и запрещая браки. Именно на таких курсах при студии «Метро-Голдвин-Майер» обучалась будущая кинодива Элизабет Тейлор.
В 1920-х годах уже каждая студия имела своих известных протеже, а пик этой гонки популярности пришелся на 1940-1950-е годы. Над репутацией будущих звезд трудилась целая пиар-индустрия. Каждому начинающему актеру было выбрано свое амплуа. Мужчинам -хулиган, сорвиголова и мятежник или галантный джентльмен; девушкам - благовоспитанная барышня или порочная красотка. Актеров готовили на специальных курсах, обучали танцам, вокалу, этикету, актерскому мастерству. Студия была вправе вмешиваться в личную жизнь своих подопечных, указывая, с кем можно общаться, а с кем нет, выбирая жен и мужей или, наоборот, отговаривая и запрещая браки. Именно на таких курсах при студии «Метро-Голдвин-Майер» обучалась будущая кинодива Элизабет Тейлор.
Золотой век Голливуда
Период между 1930-ми и началом 1950-х годов называют «золотым веком Голливуда». В это время окончательно сформировалась система производства фильмов - таких, какие мы смотрим по сей день. С началом золотого века обычно связывают выход на экраны первого звукового фильма «Джазовый певец». К 1930 году все киностудии перешли на звуковые фильмы, и немое кино отошло в прошлое. Многие актеры не смогли найти себя в новых условиях: у большинства был неприятный голос, другие не в силах были запомнить слова роли. Студии легко избавлялись от ставших ненужными кадров, увольняя вчерашних звезд и набирая других, более подходящих для новых условий артистов.
В 1929 году в отеле «Рузвельт» была проведена первая церемония вручения премии Американской киноакадемии, которая позднее стала известна как «Оскар». Первой лучшей актрисой в истории кинематографа стала Джанет Гейнор («Седьмое небо»), актером - Эмиль Яннингс («Последний приказ»). Первый «Оскар» за лучшую режиссуру был вручен Льюису Майлстоуну («Два аравийских рыцаря»). Лучшими картинами 1927-1929 годов были признаны «Восход солнца» и «Крылья».
В эпоху Великой депрессии производство фильмов было поставлено на поток. Зрители нуждались в легких, жизнеутверждающих картинах, какие десятками выпускали студии. Но наряду с шаблонными лентами золотой век Голливуда запомнится лентами, ставшими классикой мирового кино: «Унесенные ветром», «Волшебник из страны Оз», «Касабланка», «Кинг-Конг», «Гражданин Кейн».
Эпоха золотого века Голливуда подарила миру творчество всемирно известных артистов, таких как Кэтрин Хепберн, Грета Гарбо, Вивьен Ли, Ингрид Бергман, Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд, Джин Харлоу, Кларк Гейбл, Бастер Китон, Рудольф Валентине, Чарли Чаплин и многих других. За несколько десятилетий Голливуд произвел на свет более 7500 полнометражных лент. Большинство из них были черно-белыми, но с 1935 года стало выходить всё больше фильмов, снятых с использованием технологии «Техниколор».
В конце 1960-х годов произошел развал студийной системы и начался новый этап в истории Голливуда и мирового кинематографа. Зрительский интерес к шаблонным и выигрышным, по мнению киномагнатов, лентам с картонными декорациями и участием суперзвезд, начал иссякать. Некоторые студии оказались на грани банкротства, мелкие же исчезли вовсе. Основателям крупных киностудий пришлось серьезно поломать голову, чего же хочет зритель, на какое кино он пойдет? Начались эксперименты с форматами, тематикой, героями. В этот период проявили себя и получили мировую известность такие культовые сегодня режиссеры, как Джордж Лукас, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг, Фрэнсис Форд Коппола, Брайан Де Пальма. Именно их творчеству мировой кинематограф обязан появлению термина «блокбастер», первоначально заимствованному из авиации. Блокбастер - бомба для разрушения городов, новое в кинематографе этим термином обозначают коммерчески успешные и высокобюджетные фильмы с участием звезд первой величины.
Столь же коренной перелом произошел и в актерском институте. Звезды перестали быть собственностью киностудий и обрели самостоятельность. Они сами начали выбирать роли и режиссеров, с которыми хотели работать, а также впервые пожелали обсуждать размер собственного гонорара.
В современном кинематографе влияние звезд первой величины настолько велико, что уже они вправе диктовать киноиндустрии тематику картин и навязывать свои условия. Кассовые сборы новых кинолент напрямую зависят не от режиссера, а от актерского состава. И если в 1960-х годах фурор произвела новость, что Элизабет Тейлор выбила себе гонорар в миллион долларов за главную роль в фильме «Клеопатра», то в 2012 году средний гонорар популярной актрисы составляет 15 миллионов долларов, и эта сумма уже не кажется такой заоблачной.
На съемочной площадке «Места под солнцем» актриса получила свой первый урок актерского мастерства по системе Станиславского. Наблюдая за техникой Клифта, его старанием, трудолюбием, проигрыванием и обдумыванием каждого поступка, позы, произношения фразы в кадре, Элизабет поняла, насколько сильно отличается ее постановочная игра от профессиональной актерской работы. Теперь Тейлор презирала себя за деревянные, скованные жесты и неискренность в кадре; одновременно ей было стыдно за свои капризы и скандалы во время съемок. Однажды съемочной группе пришлось несколько раз переснимать один и тот же эпизод. Не сумев совладать с чувством вины, Тейлор расплакалась. Режиссер недоволен, съемочная группа в замешательстве, и Монтгомери Клифт начал сам давать уроки молодой актрисе. Он рассказывал ей про систему, объяснял, как надо держать себя в кадре, как правильно изображать эмоции, не испытывая их совсем.
В 1951 году фильм «Место под солнцем» произвел фурор на вручении премии «Оскар». Он был номинирован девять раз и победил в пяти номинациях. В категории «лучшая мужская роль» Монтгомери Клифта обошел Хамфри Богарт, сыгравший в фильме «Африканская королева». Об Элизабет Тейлор в списке номинантов не было ни единого упоминания. Сара Тейлор, мать актрисы, приняла это как проявление вопиющей несправедливости, а Лиз было всё равно: она была преисполнена благодарности Клифту за преподнесенный урок актерского мастерства.
После премьеры всех участников фильма ждал ошеломительный успех. В 1957 году «Гигант» дважды был номинирован на премию «Золотой глобус»: лучшей фильм-драма и лучший режиссер. Был отмечен на премии Гильдии сценаристов США и стал триумфатором премии «Оскар». Киноэпопея была девять раз номинирована на премию, Джордж Стивене вновь был признан лучшим режиссером. Была отмечена и игра коллег Тейлор - номинантами на премию «лучшая мужская роль» были выдвинуты Джеймс Дин и Рок Хадсон. Но торжественная церемония вручения наград прошла без участия главных героев «Гиганта». 24-летний актер Джеймс Дин погиб в автокатастрофе 30 сентября 1955 года. Незадолго до роковой аварии Элизабет Тейлор подарила своему другу и партнеру по съемкам серого сиамского котенка. Она протянула Дину маленький пушистый комок со словами: «Смотри, как он похож на тебя». Узнав страшную новость, актриса долго не могла оправиться. Молодой, талантливый, всеобщий любимец Джеймс Дин мертв? Эта новость шокировала всю страну, ведь Америка была готова носить своего кумира на руках.
В 1929 году в отеле «Рузвельт» была проведена первая церемония вручения премии Американской киноакадемии, которая позднее стала известна как «Оскар». Первой лучшей актрисой в истории кинематографа стала Джанет Гейнор («Седьмое небо»), актером - Эмиль Яннингс («Последний приказ»). Первый «Оскар» за лучшую режиссуру был вручен Льюису Майлстоуну («Два аравийских рыцаря»). Лучшими картинами 1927-1929 годов были признаны «Восход солнца» и «Крылья».
В эпоху Великой депрессии производство фильмов было поставлено на поток. Зрители нуждались в легких, жизнеутверждающих картинах, какие десятками выпускали студии. Но наряду с шаблонными лентами золотой век Голливуда запомнится лентами, ставшими классикой мирового кино: «Унесенные ветром», «Волшебник из страны Оз», «Касабланка», «Кинг-Конг», «Гражданин Кейн».
Эпоха золотого века Голливуда подарила миру творчество всемирно известных артистов, таких как Кэтрин Хепберн, Грета Гарбо, Вивьен Ли, Ингрид Бергман, Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд, Джин Харлоу, Кларк Гейбл, Бастер Китон, Рудольф Валентине, Чарли Чаплин и многих других. За несколько десятилетий Голливуд произвел на свет более 7500 полнометражных лент. Большинство из них были черно-белыми, но с 1935 года стало выходить всё больше фильмов, снятых с использованием технологии «Техниколор».
Новая история Голливуда
В 1960-х годах крупнейшей киностудией «фабрики грез» была «Метро-Голдвин-Майер», которая утверждала, что у нее больше звезд, чем на небе. У каждой киностудии начала формироваться собственная тематика: «MGM» снимала жизнеутверждающие семейные фильмы, в то время как «Парамаунт» - серьезные картины, созданные под влиянием европейского кинематографа. Студия Мэри Пикфорд не выпускала собственных фильмов, а занималась прокатом лент независимых продюсеров. Компания «Уорнер Брэзерс» захватила нишу гангстерских остросюжетных боевиков, а студия «XX век Фокс» занималась производством мюзиклов и вестернов.В конце 1960-х годов произошел развал студийной системы и начался новый этап в истории Голливуда и мирового кинематографа. Зрительский интерес к шаблонным и выигрышным, по мнению киномагнатов, лентам с картонными декорациями и участием суперзвезд, начал иссякать. Некоторые студии оказались на грани банкротства, мелкие же исчезли вовсе. Основателям крупных киностудий пришлось серьезно поломать голову, чего же хочет зритель, на какое кино он пойдет? Начались эксперименты с форматами, тематикой, героями. В этот период проявили себя и получили мировую известность такие культовые сегодня режиссеры, как Джордж Лукас, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг, Фрэнсис Форд Коппола, Брайан Де Пальма. Именно их творчеству мировой кинематограф обязан появлению термина «блокбастер», первоначально заимствованному из авиации. Блокбастер - бомба для разрушения городов, новое в кинематографе этим термином обозначают коммерчески успешные и высокобюджетные фильмы с участием звезд первой величины.
Столь же коренной перелом произошел и в актерском институте. Звезды перестали быть собственностью киностудий и обрели самостоятельность. Они сами начали выбирать роли и режиссеров, с которыми хотели работать, а также впервые пожелали обсуждать размер собственного гонорара.
В современном кинематографе влияние звезд первой величины настолько велико, что уже они вправе диктовать киноиндустрии тематику картин и навязывать свои условия. Кассовые сборы новых кинолент напрямую зависят не от режиссера, а от актерского состава. И если в 1960-х годах фурор произвела новость, что Элизабет Тейлор выбила себе гонорар в миллион долларов за главную роль в фильме «Клеопатра», то в 2012 году средний гонорар популярной актрисы составляет 15 миллионов долларов, и эта сумма уже не кажется такой заоблачной.
АЛЛЕЯ СЛАВЫ
Голливудская Аллея Славы - это своеобразный памятник достижениям мировых звезд. Она располагается на протяжении пятнадцати кварталов на Голливудском бульваре и включает более чем две с половиной тысячи звезд. На каждой звезде располагается эмблема, которая символизирует принадлежность лауреата к определенной отрасли. Классическая пленочная кинокамера - за вклад в развитие киноиндустрии, старый телевизор - за вклад в развитие телевидения, фонограф - за вклад в индустрию звукозаписи и музыки, радиомикрофон - за вклад в развитие индустрии радио, маски комедия/трагедия - за вклад в развитие театра.КОРОЛЕВА ЭКРАНА
Голливуд десятилетиями возводил воздушные замки безоблачной жизни. Элизабет Тейлор была одновременно символом и порождением этой успешной и иллюзорной эпохи. Без нее сложно представить историю самого Голливуда. На смену легендарным аристократичным актрисам золотого века - Грете Гарбо, Вивьен Ли, Марлен Дитрих - должна была прийти новая звезда: темпераментная, современная, своенравная - такая, как Элизабет Тейлор. Актриса олицетворяла собой «вечную женственность», столь притягательную в жизни и искусстве, и этим по праву завоевала титул «королевы Голливуда».Место под солнцем
В 1950-е годы Элизабет Тейлор получает свои первые роли взрослых и серьезных героинь. Хотя актрисе всего восемнадцать, она уже побывала замужем, успела развестись, прийти в себя после тяжелого разрыва и ни разу не подать вида своего отчаяния на съемочной площадке фильма «Место под солнцем», экранизации романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Партнером Тейлор по новой картине стал уже известный актер и знаменитый приверженец системы Станиславского Монтгомери Клифт. Элизабет сначала безумно и безответно влюбилась в своего партнера, но вскоре поняла, что это безнадежно. Монтгомери никогда не скрывал свою сексуальную ориентацию, а потому они остались хорошими друзьями на долгие годы.На съемочной площадке «Места под солнцем» актриса получила свой первый урок актерского мастерства по системе Станиславского. Наблюдая за техникой Клифта, его старанием, трудолюбием, проигрыванием и обдумыванием каждого поступка, позы, произношения фразы в кадре, Элизабет поняла, насколько сильно отличается ее постановочная игра от профессиональной актерской работы. Теперь Тейлор презирала себя за деревянные, скованные жесты и неискренность в кадре; одновременно ей было стыдно за свои капризы и скандалы во время съемок. Однажды съемочной группе пришлось несколько раз переснимать один и тот же эпизод. Не сумев совладать с чувством вины, Тейлор расплакалась. Режиссер недоволен, съемочная группа в замешательстве, и Монтгомери Клифт начал сам давать уроки молодой актрисе. Он рассказывал ей про систему, объяснял, как надо держать себя в кадре, как правильно изображать эмоции, не испытывая их совсем.
В 1951 году фильм «Место под солнцем» произвел фурор на вручении премии «Оскар». Он был номинирован девять раз и победил в пяти номинациях. В категории «лучшая мужская роль» Монтгомери Клифта обошел Хамфри Богарт, сыгравший в фильме «Африканская королева». Об Элизабет Тейлор в списке номинантов не было ни единого упоминания. Сара Тейлор, мать актрисы, приняла это как проявление вопиющей несправедливости, а Лиз было всё равно: она была преисполнена благодарности Клифту за преподнесенный урок актерского мастерства.
САМЫЕ УБЫТОЧНЫЕ ФИЛЬМЫ ГОЛЛИВУДА
Голливуд умеет одинаково быстро получать и подсчитывать колоссальную прибыль и нести гигантские убытки. В пятерке самых провальных картин «фабрики грез» значится историческая эпопея «Александр» (2004). При бюджете в 155 миллионов долларов картина собрала всего 34 миллиона. Военная драма «Инчхсн» (1982) режиссера Теренса Янга при бюджете в 46 миллионов долларов собрала всего 5 миллионов. Таким же провалом оказалась любовная история именитого режиссера Фрэнсиса Форда Копполы «От всего сердца» (1982). 630 тысяч долларов, собранных в прокате, не покрыли и десятую часть 25-миллионного бюджета. Киноэпопея «Клеопатра» (1963) так и осталась не понятой зрителями: при бюджете в 44 миллиона долларов лента с трудом отбила 26 миллионов, и то во многом благодаря участию в фильме Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона. Финансовое фиаско постигло и фильм «Приключения Плуто Нэша» (2002). При бюджете в 100 миллионов долларов фильм собрал в прокате 4 миллиона.Серьезные роли
В 1955 году Джордж Стивене, снявший «Место под солнцем» (кстати, за эту картину он получил «Оскар» как лучший режиссер), вновь решил поработать со строптивой актрисой. На этот раз Стивене задумал экранизацию драмы «Гигант», а партнерами Тейлор стали секс символы того времени - Джеймс Дин и Рок Хадсон. Наряду с исполнением роли красавицы Лесли Линнтон Элизабет пришлось взять на себя обязанности миротворца и разнимать двух актеров, которые были соперниками по сценарию и ненавидели друг друга в жизни. Актриса постоянно разводила их по углам, проявляла невероятные навыки дипломатии, и картина была завершена в срок без серьезных потерь.После премьеры всех участников фильма ждал ошеломительный успех. В 1957 году «Гигант» дважды был номинирован на премию «Золотой глобус»: лучшей фильм-драма и лучший режиссер. Был отмечен на премии Гильдии сценаристов США и стал триумфатором премии «Оскар». Киноэпопея была девять раз номинирована на премию, Джордж Стивене вновь был признан лучшим режиссером. Была отмечена и игра коллег Тейлор - номинантами на премию «лучшая мужская роль» были выдвинуты Джеймс Дин и Рок Хадсон. Но торжественная церемония вручения наград прошла без участия главных героев «Гиганта». 24-летний актер Джеймс Дин погиб в автокатастрофе 30 сентября 1955 года. Незадолго до роковой аварии Элизабет Тейлор подарила своему другу и партнеру по съемкам серого сиамского котенка. Она протянула Дину маленький пушистый комок со словами: «Смотри, как он похож на тебя». Узнав страшную новость, актриса долго не могла оправиться. Молодой, талантливый, всеобщий любимец Джеймс Дин мертв? Эта новость шокировала всю страну, ведь Америка была готова носить своего кумира на руках.