Мэрилин Монро
СОВСЕМ НЕ РАДОСТНОЕ ДЕТСТВО
СОВСЕМ НЕ РАДОСТНОЕ ДЕТСТВО
Я не сирота...
1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, на свет появилась девочка, которую назвали Норма Джин Бейкер Мортинсон, будущая звезда Голливуда Мэрилин Монро. Ее мать Глэдис Перл Бейкер могла лишь предполагать, кто был отцом ее третьего ребенка. Новорожденную девочку она решила назвать в честь любимой актрисы Нормы Толмэдж. Кто знает, может быть, это и определило дальнейшую судьбу ребенка. Глэдис работала монтажницей на студиях «Коламбиа Пикчерс» и «PKO», жила достаточно бедно, двое ее детей от предыдущих браков остались с бывшим мужем. Когда Норме Джин исполнилось две недели от роду, мать отдала ее в приемную семью, где девочка прожила без малого семь лет.
Глэдис навещала дочь, правда, весьма редко. В 1933 году она решила забрать ее к себе, но совместная жизнь с матерью продлилась недолго: через несколько месяцев у Глэдис Бейкер началось психическое расстройство по причине самоубийства ее деда, и она попала в психиатрическую больницу. Кстати, в будущем родится масса слухов о наследственной склонности актрисы к душевным болезням - ведь и ее родная бабушка страдала маниакально-депрессивным психозом. Насколько достоверны эти слухи, неизвестно.
«Нет, я не сирота. У сироты нет родителей. А я по крайней мере знаю одного из них. Но мама не хотела меня, и я стыдилась этого. Я была счастлива только тогда, когда меня водили в кино. Я любила кино, я считала звезд экрана своими друзьями», - говорила актриса, уже будучи взрослой.
Из семьи в семью
Маленькую Норму забрала к себе подруга Глэдис, работавшая вместе с ней на киностудии, Грейс Эткинсон Мак-Ки. У женщины не было своих детей, ей давно полюбилась милая девчушка. Однако судьба вновь отворачивается от Нормы Джин: вскоре Грейс решает устроить свою личную жизнь и выходит замуж. У ее супруга уже есть трое дочерей, одну из которых он взял к себе, денег на содержание двоих детей в семье нет. И Норму Джин почти на два года отдают в сиротский приют - с сентября 1935 по июнь 1937 года.
Одно время девочка жила в приюте, расположенном недалеко от студии «Парамаунт». Малышка, которой на тот момент было около десяти лет, часто прикладывала свою маленькую ручку и ножку к «отпечаткам» знаменитых актеров, красующимся на Голливудском бульваре. Когда детей из приюта выводили на прогулку, гуляющие с родителями или нянями ровесники показывали в их сторону и кричали: «Сироты идут, сироты!». Скорее всего, именно тогда Норма впервые поняла, что надеяться в этой жизни ей придется только на себя.
Грейс часто приезжала к приемной дочери. А потом вновь решила забрать ее к себе. Но и этот период продлился недолго. Однажды ночью ее муж пришел домой пьяным и стал приставать к Норме, девочке удалось вырваться и убежать. Ее снова отсылают, но теперь не в приют, а к родственникам. О жизни у двоюродной бабушки и кузенов в Комптоне актриса вспоминала: «Мир вокруг меня был в то время полон угроз и ужасов. Мне пришлось научиться притворству, чтобы - даже не знаю, как сказать, - не поддаться этому ужасу. У меня было ощущение, что весь мир как бы замкнут предо мною... Я чувствовала себя человеком, который вынесен за скобки жизни, и единственное, что я реально могла сделать, - это выдумать себе какую-нибудь игру в притворство». Грейс продолжала навещать Норму, убеждая ее, что рано или поздно она станет звездой.
Но и этот дом не стал окончательным местом жительства Нормы Джин. Вскоре Грейс отправит девочку к своей тете Ане Лоуэр. Добрая и трудолюбивая, она искренне полюбит Норму. Однако, будучи еще совсем ребенком, Норма Джин уже успела перекочевать из семьи в семью, везде чувствуя себя чужой, и познав горечь одиночества. Этот привкус будет сопровождать Монро всю ее жизнь.
Семья или карьера?
Когда Норме Джин исполнилось шестнадцать, семья Грейс решила переехать. К этому времени девочка успела превратиться в симпатичную девушку с округлыми формами и милейшим личиком; у нее появились поклонники. Одним из них был Джим Догерти 21 года отроду, за которого и решили выдать будущую актрису, ведь везти ее с собой было крайне обременительно для бедной семьи. Сама Норма была не против замужества: Джим был старше ее, что не могло ей не льстить, и при этом имел приятную внешность. Тем более наконец-то у нее будет своя семья и свой дом. Бракосочетание состоялось 19 июня 1942 года. Норма переехала к мужу и бросила школу. Кстати, в будущем незаконченное образование станет предметом переживаний актрисы, она будет всячески стараться восполнить этот пробел.
Через год после свадьбы Джим нанялся в торговый флот, а его юная жена устроилась работать на авиационный завод. Именно там ее и заметил армейский фотограф, готовивший снимки «для поднятия боевого духа» американских солдат. Фотографии с Нормой Джин пользовались успехом, и ее пригласили в модельное агентство. Догерти такое положение дел не понравилось, он предоставил Норме выбор: либо она снимается для журналов, либо остается его женой. Сначала будущая Мэрилин Монро не дала прямого отпета, но когда Догерти в очередной раз ушел в море, ему пришла бандероль с бумагами для развода. «Ошибка молодости» - так назовет Мэрилин этот брак, продлившийся четыре года. 13 сентября 1946 года они официально перестанут быть мужем и женой и больше никогда не встретятся.
В течение двух лет Норма работала фотомоделью и позировала для известных журналов, в том числе «Пик», «Лайф», «Сэр». Красавицу полюбили и стали узнавать по всей стране. Первой киностудией, обратившей на нее внимание, стала студия «Двадцатый век Фокс».
Рождение Мэрилин Монро
Летом 1946 года Норма Джин получает предложение стать статисткой от студии. Оплата составляла 75 долларов в неделю. Тогда же появился и знаменитый псевдоним. Монро - это была фамилия ее бабушки, а Мэрилин - имя замечательной актрисы прошлого Мэрилин Миллер.
Долгое время Монро отказывалась от юридической смены имени и фамилии. Лишь за шесть лет до смерти, 12 марта 1956 года Норма Джин по закону станет Мэрилин Монро. Сама она так прокомментировала этот шаг: «Я актриса и считаю, что фамилия составляет для меня определенное препятствие, - заявила она. - Уже много лет я пользуюсь именем и фамилией, которые сейчас хочу принять, Мэрилин Монро, и именно под этой фамилией я всем известна».
Мэрилин училась актерскому мастерству, долгое время эти занятия оплачивались за счет студии. Монро была очень старательной ученицей, она отдавала этому делу все свои силы и свободное время. Не по ее вине, но через полгода контракт не был продлен, - однако это не остановило актрису: она продолжала оплачивать учебу из своего кармана, получая лишь небольшой заработок от позирования и питаясь буквально водой и хлебом.
В 1948 году удача вновь улыбнулась Мэрилин: ей предложили первую в ее карьере роль в кинофильме «Хористки» киностудии «Коламбиа Пикчерс», где, к счастью, актрису заметили. С этого момента и начнется головокружительная карьера белокурой Мэрилин Монро, которая станет заложницей образа, ею же созданного.
В юности Норма Джин была шатенкой. Мэрилин Монро же, превратившись в платиновую блондинку, всегда тщательно заботилась о цвете своих волос: никто и никогда не должен был видеть темных корней. Пушистой фактуры удалось добиться с помощью электролиза. После нескольких процедур нанесения пергидроля (перекиси водорода) актриса избавилась от каштанового оттенка, а с каждой последующей окраской волосы становились всё светлее, пока, наконец, не стали платиновыми. В своем дневнике актриса написала: «О, Боже, ужас какой, мои волосы стали белыми, точно я поседела от страха».
Знаменитая походка также была изобретением актрисы, говорили даже, что для этого ей пришлось укоротить на пару сантиметров одну из шпилек. Чтобы сделать губы чувственными, она наносила на них не менее шести слоев губной помады.
Компания "Девятое Королевство" (9kingdom.ru) предлагает Вашему вниманию красивые «Дизайнерские подушки», выполнены из приятной на ощупь и очень прочной ткани «сатен» атласного переплетения. Рисунок - принт, нанесенный на ткань выполнен с помощью японской технологии «сублимация» с использованием ручной работы и устойчивым крашением. Такая ткань не теряет яркость цвета и форму при длительном использовании и многочисленных стирках.
Сексуальная революция
В конце XIX - начале XX века феминистское движение набрало огромные обороты. В довоенные годы демонстрации суфражисток проходили по обе стороны океана. После Первой мировой в Европе и Америке начался сдвиг моральных установок, царивших в обществе, вопросы нравственности всё дальше уходили от канонов викторианской эпохи. У людей появилась социальная и экономическая свобода, они начали ездить на автомобилях; стал необычайно популярен джаз - всё это отражалось и на сексуальном поведении, которое стало уже не столь сдержанным, каким было до войны. В искусстве, танцах и моде также на-метились перемены. Приближение сексуальной революции во многом - заслуга женщин.
Появлялись новые публикации и исследования - так, Кэтрин Дейвис опубликовала в 1922 и 1927 годах результаты своих исследований: она изучила сексуальную жизнь 2200 женщин. Маргарет Сэнджер возглавила движение по контролю рождаемости в США. Мэри Стопе написала руководство по супружеской жизни, которое пользовалось огромной популярностью. Теодор Ван де Вельде, будучи по профессии гинекологом, выпустил книгу под названием «Идеальный брак», где весьма откровенно описал особенности половой жизни супругов.
В первой половине XX века эта волна была приостановлена биржевым крахом и Великой депрессией. На первом месте оказались заботы о хлебе насущном и безработица, вопросы же интимной жизни отошли на второй план. Стоит заметить, что как раз на этот период пришлись детские годы Мэрилин Монро. Царившая вокруг бедность и нищета делали существование ребенка еще более тяжелым.
Окончательное изменение сексуальных настроений в обществе началось в момент вступления США и Англии во Вторую мировую войну. Женщины были вынуждены работать на производстве, самостоятельно добывать пропитание и даже служить в армии. В такой обстановке они впервые почувствовали себя независимыми. Следствием непривычной свободы стали мимолетные браки, многочисленные разводы, атмосфера полного одиночества и непонимания. Пока мужья воевали за океаном, их супруги заводили новые романы. Мужчины также были не против сексуальных развлечений. Вот слова знаменитого в то время историка-социолога: «Жизни и моральным устоям многих миллионов людей была нанесена тяжкая эмоциональная травма, и в характерной для военного времени неустроенности многие социальные запреты утратили свою сдерживающую силу. Стремление извлечь всё, что возможно, из настоящего, не размышляя о будущем, приводило к погоне за удовольствием и к неразборчивости в сексуальных связях». Когда же мужья вернулись, женщины потихоньку стали возвращаться домой, в семью, к своей привычной жизни. Но поднявшуюся волну было уже не остановить.
1950-е годы в США ознаменовались небывалой сексуальной свободой. Стало нормальным вступление в отношения до брака, правда, в основном между людьми, уже планирующими пожениться. В фильмах, искусстве, литературе появились сексуальные мотивы и откровенные сцены. Один журналист, ужаснувшийся происходящему, в 1956 году написал о появлении сексуальных мотивов в музыке, что это делает ее «обнаженной, обольстительной... страстной и извращенной, а мычание исполнителей сопровождается вращением и изгибанием их тел в ритмах, сексуальный оттенок которых не вызывает никаких сомнений».
Как следствие всего этого в 1950-е годы родился новый идеал женщины: обольстительной, очаровательной... и глупой. Основная ее цель - выйти замуж и создать семью. Именно таких девушек и играла Мэрилин Монро. Такой ее хотела видеть публика, этого требовала эпоха. И, надо заметить, сексуальная энергия, которую излучала сама актриса, как нельзя лучше пришлась по вкусу зрителю. Это было как раз то, что нужно стремительно менявшемуся обществу.
Внешние данные Мэрилин, ее кокетство и обаяние - этого было достаточно для режиссеров. О том, какая она актриса, они частенько и не задумывались. В этом не было ее вины. «Харперс Мэгэзин» в начале 1950 года опубликовал следующее: «Если американская девушка носит обыкновенные очки, а не очки модной формы с цветными стеклами, то она может считать, что для нее всё потеряно - ей никто не назначит свидания».
Возрождение феминизма, протест молодежи против ханжества, а также открытость и раскованность общества привели к тому, что в 1960-х годах началась настоящая сексуальная революция. И роль Голливуда во всем этом процессе была очень и очень значительной.
«Фабрика грез»
История Голливуда как центра кинематографии уходит в далекий 1910 год, когда съемочная группа «Компании Биограф» во главе с Д.У. Гриффитом, осматривая новые территории в Лос-Анджелесе, заглянула по пути в маленькое и очень радушное поселение. Мелодрама «В старой Калифорнии» Гриффита стала первым фильмом, снятым в Голливуде. После съемок команда осталась еще на пару месяцев и сняла еще несколько фильмов.Компания «Кентавр» из Нью-Джерси основала в Голливуде первую студию. По задумке, в Калифорнии должны были снимать вестерны. В 1911 году хозяева студии арендовали заброшенную придорожную закусочную и сделали из нее киностудию. Ей было дано название «Студия Нестор», в честь западного филиала. Позже здание переименовали в «Кинолабораторию Голливуд» (сегодня это Hollywood Digital Laboratory»). Фильм «Муж индианки» (1914) стал первым полнометражным художественным фильмом, изготовленным непосредственно в студии Голливуда.
В эпоху зарождения будущей мировой столицы кинематографа зажигаются две звезды знаменитейших актеров - Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд, - без которых сегодня представить историю кино невозможно. Их популярность была сумасшедшей.
Четыре огромные компании: «Warner Bros.», «Paramount», «Columbia», «RKO Pictures», - а также несколько небольших стали впоследствии владельцами студий на территории Голливуда. К 1920 году Голливуд был уже всемирно известным центром кино индустрии США.
В дальнейшем «фабрика грез» начала создавать собственную субкультуру, влияние которой вышло за рамки американского общества. Образ жизни, пропагандируемый в голливудских фильмах, стал распространяться и за океаном. Киностудии начали создавать мифы, запуская их в том обществе, которое его и породило. Стереотипы и принципы, изменения, происходящие в сфере массового сознания, стали распространяться и через кино. Оно старалось стандартизировать вкусы толпы, во многом показывая, что должно нравиться, а что - нет.
Эпоха, предшествовавшая сексуальной революции, как и время смены массового сознания, не была чистой случайностью. Она стала закономерной ступенью развития общества, во время которой было суждено зажечься звезде Мэрилин Монро.
ПОД ЗНАКОМ «HOLLYWOOD»
Уже много десятилетий символом Голливудских холмов является знакомая всем по голливудским же фильмам надпись. Она появилась в 1923 году в качестве рекламы только что построенных на холмах жилых кварталов, расположенных над районом Лос-Анджелеса. Только тогда она была немного другой - «Hollywoodland». По изначальной задумке, надпись должна была простоять полтора года. Однако когда на первый план вышло символическое значение этого места для мирового кино, надпись решили оставить. За много лет существования она несколько раз подвергалась ремонту. Последнее обновление производилось в 2005 году, буквы знака были полностью перекрашены.