Обувь начала 20 века
20 век начался под звуки «Триумфального
бала» – хореографической фантазии Луиджи Мандзотти на музыку Ромуалдо Маренко.
Это произведение перевернуло все стереотипы и представления общества о моде,
жизни и искусстве. Сила, агрессия и эмоции – вот то, чего так долго ждали и,
наконец, услышали в нём. Газеты пестрели колоритными заголовками:
«Индустриальная революция дала о себе знать!» или «Да здравствует свобода!» Естественно,
новому поколению уже давно надоело примерять постные маски старых полонезов.
Ему страстно хотелось перемен, и не только в экономике, но и в искусстве. В
обществе стал господствовать оптимизм. Создаётся впечатление, что люди
наконец-то открыли глаза и со скоростью ветра стали изобретать технологические
новинки: дирижабли, электрические лампочки, граммофоны, кинопроекторы, телефоны
и т.д. У этих изобретений нет исторических прообразов, и появились они
исключительно благодаря новым технологиям, активно развивающемуся фабричному
производству и потребностям индустриального общества. И, безусловно, стали
меняться костюмы и обувь. Главными составляющими обуви стал высокий каблуки и
яркий декор. Так в моду 20 века вошла сексуальность. Внешне обувь не претерпела
видимых изменений, но стала более удобной и комфортной. Появились и первые
прогулочные модели. В моду стали возвращаться полузабытые образцы фривольности
17 века – закрытее туфли с язычком на невысоком изогнутом каблучке в стиле
«Людовик XV»
или на более массивном, прямом, так называемом кубинском каблуке высотой 5-
Обувь 1914-1921 годов
Первая мировая война кардинально изменила отношение людей к обуви. Военные условия послужили катализатором преобразований вкусов. К 1916 году многие женщины стали участницами боевых действий, а те, кто не принимал в них прямого участия, взяли на себя определённый круг мужских обязанностей: от вождения автомобиля до работы на фабриках. В новых условиях необходима была функциональная, прочная и удобная обувь. Хотя фотографии элегантных и стильных туфель всё ещё продолжали появляться на страницах модных журналов, постепенно рос спрос на обувь с низким каблуком. Такие знаменитые обувные мануфактуры, как Delta, Lotus и Manfield&Sons, в рекламных слоганах подчёркивали теперь высокое качество и комфортность своей продукции, а не изящество и богатый декор, как раньше.
Во время войны роскошь и экстравагантность нарядов стали считаться безвкусицей и принимались за равнодушие к судьбе своей страны. Модные журналы по-прежнему призывали женщин выглядеть стильно и следить за своевременным обновлением гардероба, но поскольку большинство из них находилось в трауре, выбор был не большим: чёрные туфли. В 1918 году в моду вошло рукоделие. В журналах появилось множество статей с советами, как сделать из старой пары туфель новую, украсив её различными видами орнамента из пуговиц, кнопок и пайеток.
По окончании войны перспективы развития обувной промышленности в Европе выглядели довольно мрачно. Из-за экономического кризиса многие квалифицированные рабочие были без работы. Америка с её развитым машинным производством стала бесспорным лидером европейского рынка. Поскольку дизайн обуви за время войны практически не изменился, некоторые компании возобновили рекламные кампании 1914 года, меняя только названия коллекций. Таким способом они избавлялись от залежавшейся на складах старой продукции, одновременно получая неплохой доход. Признаки улучшения ситуации появились только к 1920 году. Хотя наряды и аксессуары женщин были по-прежнему простыми, стал расти интерес к модной обуви. На полках магазинов помимо пар чёрного цвета появились чёрно-белые, клетчатые, полосатые. Большое внимание уделялось орнаменту, вышивке и комбинации различных материалов. Особой популярностью пользовался декор с изображением цветов, бабочек и божьих коровок.
«Не так давно обувь, да и вся одежда в целом, находились в трауре. Теперь же обстановка коренным образом изменилась. Обувь пёстрой расцветки заполнила магазины», – писал обувной журнал 1920 года.
Осенью 1921 года в лондонском Вест-Энде и престижных районах Парижа и Берлина открылось несколько роскошных обувных бутиков. Это был показатель того, что европейская обувная промышленность постепенно выходит из кризиса. «Писком» моды стали туфли на высоком каблуке с удлинённым носком, застёгнутые на маленькую пряжку. При этом рассчитаны они были отнюдь не на любой вкус: крокодиловые ремешки, каблуки из панциря черепахи и т.д. Однако многие женщины уже привыкли к комфорту и удобству и при выборе обуви по-прежнему руководствовались этими качествами. В то время было сложно найти синтез удобства и стиля, так что приходилось выбирать между здоровьем и модой.
Популярность занятий спортом росла с каждым днём, так что количество женщин, предпочитающих комфорт, естественно, тоже увеличивалось. В конце 20-х годов впервые в журнале Vogue появилась фотография плоских туфель на шнуровке. Это была первая серьёзная победа спортивного стиля над элегантным стилем. Высота берцев шнурованных ботинок опустилась до щиколотки. Туфли на шнурках или закрытые лодочки составили вполне достойную альтернативу ботинкам в качестве прогулочной обуви. Появившийся ещё в предыдущее десятилетие кубинский каблук стал бестселлером, постепенно вытесняя всё ещё носимый «Людовик XV». Вечерние туфли всё так же напоминали изящные тапочки, но стали ещё более декольтированными, удерживаясь на ноге при помощи подъёмными ремешков.
Человечество ещё продолжало танцевать, а танцевальная обувь требовала мягкости – в ход шли бархат, атлас и парча для деталей верха. Декор присутствовал в виде огромных бантов или помпонов из атласа и тюля, вышивки бисером или серебром. Повседневная обувь из шевро или опойка также часто украшалась кружевом или огромными стальными пряжками. В подражание мужчинам женщины стали защищать свои прогулочные туфли полотняными гамашами с боковой застёжкой, а сильный в это время пытался отказаться от высоких ботинок в пользу элегантных полуботинок и туфель. Сапожники впервые пытаются расширить предписанную правилами хорошего тона палитру окраски кож – кроме чёрного и коричневого цветов для летней обуви предлагаются натуральные светлые оттенки.
Работающие женщины заимствуют у мужчин и модель «оксфорд» – классический образец полуботинка. Конец десятилетия ознаменовался появлением новой модели туфель с Т-образным ремешком, более подходившей для активного образа жизни. Идеал красоты сместился в сторону уменьшения возраста. Россия же в это десятилетие откололась от остального мира и пошла своим путём – здесь в моде на долгие годы воцарились сапоги.
Обувь 1922-1930 годов
В марте 1926 года знаменитый журнал Vogue писал: «Ныне основная модная тенденция: чулки в сеточку или со стрелкой, туфли на каблуке и печаль в глазах». Обувь всегда была самым интересным и выразительным аксессуаром, но с 1924 года в связи с заметным упрощением фасонов и кроя платьев основное внимание модников и модниц переключилось именно на неё.
«Для сшитого на заказ костюма или платья – полуботинки на высоком кубинском каблуке, для более формальной одежды – всё те же полуботинки, но уже на тонкой шпильке. Для женщин, чьи лодыжки отнюдь не безупречны, - туфли-лодочка или любые другие туфли с тонким ремешком на плоской подошве», – советовали редакторы модных журналов в середине 20-х годов 20 столетия.
Новая обувная мода очаровала людей настолько, что обувщикам пришлось радикально сменить крой и колодки. Хотя, конечно, кое-кто ещё продолжал гордо носить старомодные высокие ботинки, но на званый вечер или в приличное заведение вход в них был категорически воспрещён. Другое дело – полуботинки на тонком высоком каблуке или изящные туфли с чересподъёмным ремешком или Т-образной застёжкой! Дерзкая комбинация расцветок, яркий декор и устойчивый каблук – они напоминали скорее обувь аргентинской танцовщицы танго, чем туфли респектабельной буржуазной дамы. Однако все как завороженные хотели иметь именно их. Блеск, роскошь и даже где-то вычурность пришлось по вкусу абсолютно всем. Пёстрая вышивка вечернего платья, заканчивающегося бахромой, золотой орнамент из кожи и восточные мотивы на туфлях стали главной модной тенденцией конца 20-х годов.
Изобретением активно развивающейся индустрии моды стали туфли, расписанные вручную под цвет любимого платья. Если требовалось купить платье, чья расцветка никак не сочеталась с имеющимися туфлями, можно было сделать на них аналогичную роспись и декор, и тогда костюм становился единственным целым. Новая услуга стала очень популярной.
По сравнению с глобальными преобразованиями в женской моде мужской стиль обуви менялся очень постепенно и незначительно. Чёрные и коричневые полуботинки на шнурках продолжали занимать главенствующие позиции, хотя постепенно их тоже начинали вытеснять модели более легкомысленных расцветок. Консервативным мужчинам было сложнее, чем дамам, перестроиться на новую моду, и они, нахмурившись, осуждающе смотрели на денди в «непозволительных по этикету» кричащих ботинках. Даже светлый оттенок коричневого цвета рассматривался как некая претензия на вульгарность и безвкусицу.
Несмотря на консервативные общественные настроения, обувная компания COX-TON, тщательно изучив рынок, пришла к выводу, что яркие расцветки и более интересный дизайн всё-таки будут пользоваться спросом и станут модной тенденцией. В 1925 году на лондонской выставке обуви компания показала публике продукцию, которая была скорее ориентирована на либеральный американский рынок, чем на консервативный Туманный Альбион. Лишь по прошествии десяти лет британцам удалось наконец-то привыкнуть к смелым американизированным моделям! Они тоже постепенно стали носить более яркие и туфли, и ботинки. Большую роль в изменении их вкусов сыграл принц Уэльский, который своим примером наглядно демонстрировал, что в «высшем обществе» есть место не только чёрным скучным башмакам, но и утончённым цветным полуботинкам .
Танцы занимали умы человечества: танго сменяло чарльстон, степ – танго. Оголившиеся ноги притягивали к себе внимание мужчин, и туфли были одной из самых ярких декоративных деталей туалета. Моделью 1920-1930 годов стали лодочки с множеством ремешков вокруг щиколотки – туфли в стиле «танго». Новоявленный хит – изящно изогнутый каблук, предназначенный для вечерних туфель. Декоративная отделка не знала себе равных за всю историю обуви 20 века: перья, розетки, мех, бархатные ленты, кружево и вышивка всем, чем только можно расшить кожаный, бархатный или атласный верх туфель. Стразы, блёстки, кристаллы хрусталя блистали и на огромных пряжках дамских лодочек. К концу этого периода, правда, пряжки стали выходить из моды и их размеры уменьшились до почти невидимых. Несмотря на явное преимущество поточного производства обуви, самая раскованная декада столетия прославилась именами стилистов-одиночек, обувавших звёзд: Сальваторе Феррагамо, Андре Перуджа, Шарль Джордан, парижская фирма «Хеллстерн и сыновья» – все они начинали в это десятилетие, творя поразительные по изощрённости модели. После войны последовал такой жизнерадостный взрыв ярких красок, что эта волна докатилась даже до консервативного мира мужской обуви. Ещё в 1924 году принц Уэльский вызвал неодобрительный взгляды, посетив Америку в замшевых туфлях. Однако к концу декады мужчины уже вовсю освоили двухцветную модель «инспектор» (в Англии её называли «корреспондент») в подражание звезде Фреду Астеру, только в ней и танцевавшему. А накануне Великой депрессии 1929 года можно было даже увидеть на улице господина в голубых туфлях. Фабричная же обувь стала производиться выворотным методом, что позволяло достичь ещё большей мягкости, а заодно и уменьшить цену изделий. Мода стала доступна всем – только ленивый не присоединился к этому радостному вихрю. Даже Россия в последний раз поучаствовала в общеевропейском процессе – НЭП сделал западные изыски доступными.
Обувь 1930-1940 годов
В 1930-е годы никто не хотел выглядеть фривольно – образ девочки-подростка сменился элегантным имиджем взрослой женщины, одетой просто, но со вкусом. Обувными находками десятилетия стали платформы, босоножки с открытым пальчиком и полуботинки с рантом. В этот период голливудские мюзиклы оказывали более сильное влияние на моду улиц, нежели показы парижских Домов моды. Накануне войны переход к относительно дешёвым материалам спровоцировал всплеск фантазии дизайнеров – корковые платформы, появившиеся в 1938 году, обтягивались цветастыми тканями, имитирующими драгоценную вышивку. Под деловой костюм подбирались туфли коричневых, бежевых, серых оттенков на среднем устойчивом прямом каблуке. К 1934 году каблуки на сандалиях и спортивной обуви исчезли вовсе. В качестве прогулочной обуви женщины опять стали носить короткие ботильоны, а из ассортимента мужской элегантной обуви ботинки исчезли совсем, уступив место полуботинкам тёмных тонов, двухцветным «инспекторам», туфлям со шнуровкой на союзке (так называемым «жилям»), а также сандалиям для летних прогулок. Впервые отмечено появление конструкции «лоафер», которая в дальнейшем станет едва ли не основной моделью для делового дня. И дамы, и господа продолжают совершенствовать свои тела на стадионах, в связи с чем спортивная обувь выделилась наконец в отдельную группу – кроссовки с резиновой подошвой, разработанные ещё на рубеже веков, а также теннисные туфли с льняным верхом распространились повсеместно. Босоножки, принятые поначалу в качестве пляжной обуви, постепенно перешли в разряд вечерней. Изменился в цвет: насыщенные густые оттенки в 1935 году стали вытесняться пастельными. Прямо накануне начала второй мировой войны произошёл неожиданный последний всплеск ярких тонов.
Обувь 1940-1945 годов
В сентябре 1939 года, когда началась война, женщины всё ещё находились под влиянием парижской моды. Однако уже в 1940 году Британия, а за ней и весь мир признали главенство нью-йоркских дизайнеров. Несмотря на то, что обувная промышленность ориентировалась на выпуск практичной обуви с круглым носком на плоской подошве, кое-где стали появляться модели с элегантной носочной частью квадратной формы. Со временем большинство женщин предпочло именно такие туфли, что дало обувщикам возможность производить более интересные модели.