БРОШИ-ФЕРМУАРЫ
Серебро, бриллианты, шпинели 4,5х4,5 см. Вторая половина
XVIII века
Ленточными бриллиантовыми изгибами выложены броши-фермуары.
Бриллианты, уменьшаясь по величине к центру, образуют как бы перехват,
закрепленный большой шпинелью в глухой серебряной оправе. В каждом изгибе
алеет небольшая капелька шпинели на бриллиантовом стебельке. Композиционное
единство формы, рисунка и цветового решения вещей характеризует их как одно из
лучших произведений ювелирного искусства второй половины XVIII века.
шпильки
Серебро, бриллианты 4,5X3,8 см. Вторая половина XVIII века Мастер Л. Дюваль
Много фантазии и вкуса вкладывали мастера-ювелиры в одно из любимых женских украшений— головные шпильки.
Бриллиантовые шпильки-эгреты в виде корзины с цветами
отличаются продуманностью композиционного построения, подбором прекрасных
бразильских бриллиантов. Ювелир использовал камни без нацвета, разной величины.
Из наиболее крупных бриллиантов он выкладывает ощутимо рельефные розы,
объемность которых еще более подчеркивается мелкими бриллиантами листвы. Трудно
сказать, что привлекает больше внимания— красота камня или его художественное
воплощение в рисунке. Но все это, сливаясь в едином гармоническом звучании,
создает цельное художественное произведение.
СЕРЬГИ
Рубины, бриллианты, серебро 4,2х6,3 см 1780-е годы
Форма серег характерна для 60-х — 80-х годов XVIII века. Тонкие металлические завитки удачно обогащают рисунок изделия. Эффектное сочетание кроваво-красных рубинов, поставленных на фольгу, с бриллиантами, хорошо найденное соотношение отдельных частей говорят о прекрасном художественном чутье мастера.
ШЛЯПКА
Золото, серебро,
бриллианты, рубины, изумруды 8X6,5X4 см 1770-е годы
Так как журналы мод появились лишь в конце XVIII века, платья шили по образцам, которые распространялись благодаря куклам-«пандорам» (разорительницам). Возможно, что и эта маленькая шляпка была сделана для такой куклы. Ажурная, с чередующимися белыми и красными полосами из рубинов и бриллиантов, разбегающихся от центра к краям, шляпка очень нарядна и красочна.
Впечатление необычности подчеркивается двумя великолепными бриллиантовыми каскадами, чудесным крупным бриолетом на фоне золотой, покрытой зеленой эмалью лавровой ветви, цвет которой усилен еще и несколько угловатым, не выдержанным в пропорциях бантом из изумрудов.
БУКЕТ ИЗ НАРЦИССОВ
Золото, бриллианты, эмаль 18,8х8,5 см Середина XVIII века
Для середины XVIII века букеты цветов из бриллиантов были самыми любимыми ювелирными украшениями. Ими украшали корсажи дамских платьев. Букет нарциссов, пожалуй, одно из наиболее интересных ювелирных созданий подобного рода. Плавно изогнутые, объединенные общим силуэтом изображения нарциссов композиционно согласованы и уравновешены. Лепестки цветов, выложенные мелкими бриллиантами, искрятся светом. Высоко приподнятые желтые бриллиантовые сердцевины излучают золотистое сияние, мягкими бликами скользящее по лепесткам. В плавном текучем ритме, повторяя движение цветов, слегка склонились эмалевые листочки на золотом стебле. Своей изумрудной зеленью они оттеняют нежную гамму мастерски подобранного камня.
ПОРТБУКЕТ
Золото, бриллианты, эмаль 13,5х8,1 см Около 1770 года
Этот портбукет, прикреплявшийся к корсажу при помощи широкой
шпильки, очень интересен по своему назначению. Полый внутри, он служил
миниатюрной вазочкой для живых цветов. Эмалевый снопик из зеленых стеблей,
перевязанных сверкающей бриллиантовой лентой, как бы является естественным
продолжением натурального букета.
ЭГРЕТ-ПОРТБУКЕТ
Сапфиры, бриллианты, серебро 10х17 см Около 1800 года
Эгрет, в который вставлялись страусовые перья или цветы, служил, по-видимому, украшением прически. Он может быть назван в числе шедевров ювелирного искусства. В композиции этой вещи есть та отточенность и выверенность каждой детали, когда ни один штрих нельзя прибавить или отнять.
В рисунке эгрета все асимметрично, но в целом в нем
достигнуто впечатление абсолютной уравновешенности и покоя. Ни одно резкое
движение не нарушает этой совершенной гармонии. В мягкой округлости стеблей,
листьев, цветов, в многократных линейных повторах есть почти музыкальная
ритмичность. Пятна васильковых сапфиров, из которых ни один не повторяет другой
по величине, создают строго продуманные цветовые акценты, и по всему букету как
бы бегут мелкие синие искры, объединяя все в единое целое.
БОЛЬШАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА
Серебро, бриллианты, жемчуг, шпинель (рубин) Высота с крестом — 27,5 см 1762 год. Мастер И. Позье
Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 году для коронации Екатерины II талантливым придворным ювелиром Иеремией Позье. Превосходный мастер, он сумел создать гимн бриллианту в бриллиантовый век. Не случайно, поэтому русская корона занимает исключительное положение среди существующих европейских регалий. Традиционная по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделенных гирляндой и скрепленных невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создает впечатление торжественного величия. Несмотря на величину, она удивляет своей легкостью и изяществом.
Грациозны и в то же время необычайно спокойны лавровые ветки — символ власти и славы, как бы охватывающие бриллиантовую ромбовидную сетку полушарий и скрепленные бриллиантом в центре. Стройность, строгость и завершенность композиции придают два ряда идеально чистых, отлично подо-бранных крупных жемчужин, которые задерживают внимание на насыщенной по цвету темно-красной шпинели, укрепленной в центре гирлянды из дубовых листьев с желудями и ритмично расположенными белыми и розовыми крупными бриллиантами. Шпинель, которая украшает корону, весом в 398,72 карата входит в число семи исторических камней Алмазного фонда.
АЛМАЗ «ОРЛОВ»
Алмаз «Орлов» — всемирно известный камень весом в 189,62 карата, один из семи исторических камней собрания Алмазного фонда. Кристалл первоклассной чистоты, с легким голубовато-зеленоватым оттенком, огранен в виде большой высокой индийской розы. Найден в начале XVII века в Голконде (Индия). Много легенд связано с этим прекрасным даром природы. Одна из них рассказывает, что этот алмаз вместе с другим подобным служили глазами идолу в Серингане. Оттуда он был выкраден французским солдатом в начале XVIII века, затем принадлежал Надир-шаху. После падения Надир-шаха армянский купец Сафрас (Шафрас) купил этот бриллиант у персидского воина, а спустя 10—15 лет привез его в Астрахань. Не найдя покупателя в России, Сафрас 1 октября 1767 года поместил этот камень в Амстердамский банк. В 1773 году через посредство придворного ювелира Ивана Лазарева (Егиазаряна) камень был куплен за 400 тысяч рублей графом Г. Орловым и подарен Екатерине II.