ДИАДЕМА-БАНДО
Золото, бриллианты, эмаль 26х4,2 см Середина XVIII века.
Диадема -Бандо сплетена из семи подвижно соединенных, набегающих друг на друга золотых эмалевых веточек.
Варьируя цветовые эффекты бриллиантов на фольге, ювелир придает им праздничность звучания. Желтовато-золотистые бриллианты ромашек, бледно-розовая фольга приглушенно светящегося тюльпана, карминово-красная роза с плотными полу распустившимися лепестками, завернутый в зеленую эмалевую оболочку бутон розы, сквозь слегка приоткрытые игольчатые шипы искрящийся точеными гранями пылающей сердцевинки, — все это радужное соцветие словно впитало в себя красочную палитру своего века.
СЕРЬГИ
Золото, бриллианты, эмаль 6,25х4 см Середина XVIII века
Диадема-Бандо, букет и серьги составляют комплект. Серьги, выполненные в виде пышных веток с бриллиантовыми розами, решены мастером в колористической гамме букета. Блеклые бриллиантовые пчелы с розовато-золотистым отливом, едва касающиеся цветов, вносят в них элемент своеобразия, соответствующего веку маскарадов и балов.
БУКЕТ
Золото, бриллианты, эмаль 15х6 см Середина XVIII века.
Асимметричная композиция в стиле рококо небольшого бриллиантового букета, украшающего корсаж дамского платья, составлена из разнообразных форм листьев и стеблей. В красочной цветовой гамме слились мерцающая зелень эмалевой листвы, пепельно-розовые бриллиантовые бутоны, отливающие лимонно-желтым блеском декоративные цветы, сверкающий красноватыми отблесками бриллиантовый пурпур розы. Теплые краски камня, поставленного на фольгу, создают впечатление едва уловимого движения букета.
ЭГРЕТ
Серебро, бриллианты, сапфиры 7,5х7,5 см 1760-е годы.
Портреты XVIII века являются ценными документами, по
которым можно определить назначение того или иного ювелирного изделия. Судя по
встречающимся изображениям, в эгреты, украшавшие женские прически или шляпки,
вставляли различные перья, чаще всего страусовые. Эгрет в виде фонтана с
сапфирами необычен по своему художественному замыслу. Бриллиантовый сноп
расплескивается струями, заканчивающимися подвижно закрепленными крупными
каплями сапфировых бриолетов и панделоков. Сапфиры разных оттенков при малейшем
движении эгрета загораются внутренним темно-синим огнем, отбрасывая
голубоватые тени на сверкающие бриллианты, придающие всему произведению
живописный эффект. Мастеру удается в асимметричной композиции рисунка достичь
внутренней согласованности отдельных частей.
БАНТ-СКЛАВАЖ
Бриллианты, шпинели, серебро, золото 11,5х11 см 1764 год. Мастер Пфистерер.
В начале 60-х годов XVIII века в моду входят маленькие ожерелья, которые носились высоко на шее, порой одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей. Банты-склаважи, подобные этому, прикрепленные к кружевной ленте или бархотке, плотно облегающей шею, можно увидеть на портретах середины XVIII века. На оборотной стороне этого украшения выгравирована надпись: «Pfisterer 10 Apr. 1764». Она представляет тем больший интерес, что ювелиры очень редко оставляют свои имена на созданных ими изделиях. Большой бант благодаря своей ажурности не кажется тяжелым и громоздким. При общей строгости рисунка в этом украшении ощущается та свобода и богатство художественной фантазии, которые присущи всему ювелирному искусству XVIII столетия. Легкая волнистость всех линий, создаваемая округлой формой бриллиантов, лишает бант сухости и излишней графичности. Мастерство ювелира не только выявляет красоту камня, но и обогащает этот материал. Светлая шпинель, поставленная на фольгу, приобретает сочность и оттенок, которого не смогла добиться сама природа. Заключенная в кружево бриллиантового узора, она создает нарядное украшение.
ПОДВЕСКИ
Бриллианты, шпинели 6,7х5 см 1764 год. Мастер Пфистерер
Подвески вкалывались в прическу и вместе с бантом-склаважем составляли единый гарнитур. На них также стоит имя мастера: «Pfisterer 27 May 1764». При некоторой перегруженности рисунка и обилии камней подвески красиво скомпонованы. Удачно выделен в центре мотив банта, который перекликается с целым рядом других украшений, также, по-видимому, входящих в эту парюру.
НАБОР УКРАШЕНИЙ
Серебро, бриллианты, перламутр Вторая половина XVIII века.
Во второй половине XVIII века в ювелирных изделиях особенно любили сочетание переливчатого мерцания жемчуга и перламутра со сверканием бриллиантов. Выполненные во вкусе времени подвеска и брошь-фермуар входили в набор украшений, состоящий из серег, пуговиц, а также различных нашивок, которые могли произвольно комбинироваться.
УКРАШЕНИЯ ИЗ ХРИЗОЛИТА
Бриллианты, хризолиты, золото, серебро Середина XVIII века.
Набор украшений из хризолита относится к лучшим ювелирным произведениям середины XVIII века. В легких изгибах линий рисунка и асимметрии композиции брошек и серег сказались характерные черты стиля рококо. Подбор камней отвечает вкусам середины XVIII века. Бриллиант, как необходимый элемент любого ювелирного изделия этого времени, еще не господствует в украшении, но оттеняет яркость цветного камня. Четыре красиво изогнутые петли банта перехвачены в центре крупным, хорошо ограненным хризолитом. Нарядные веточки-брошки со своеобразными серебряными перьями и металлическими завитками, придающими этим украшениям исключительную легкость. Мелкие бразильские бриллианты на стебельках сливаются в единую сверкающую цепочку, к которой подвешены каплевидные бриолеты и панделоки.
ШПИЛЬКИ ГОЛОВНЫЕ
Серебро, бриллианты 8х6,5 см Середина XVIII века. Мастер И. Позье.
Две бриллиантовые шпильки в виде бантов с крупным камнем в центре, выделенным мелкой бриллиантовой россыпью, интересны по замыслу и его художественному воплощению. Главный акцент ювелир делает на камнях, не украшающих, а составляющих сущность предмета, всеми средствами стараясь усилить их блеск и игру. Одна из шпилек — более сложного рисунка, где каждый крупный бриллиант, рельефно выделен ювелиром. Причудливые изгибы узкой бриллиантовой ленты другой шпильки придают ей особую воздушность и невесомость.
БРОШЬ И ШПИЛЬКА
Серебро, бриллианты, рубины 4,9х4 см 1760-е годы
Небольшие бриллиантовые банты с вкрапленными в них рубинами
могли использоваться как броши, головные шпильки и пряжки. Образованные
четырьмя слегка выпуклыми петлеобразными лепестками, они скреплены в центре
крупным рубином, приподнятым в высоком касте. В каждый лепесток ювелир-художник
вписывает рубиновую ягодку в бриллиантовом ореоле, словно покачивающуюся на
бриллиантовом стебельке. Рубины невысокого качества, но подложенные фольгой
разного тона, усиливающей или приглушающей природный цвет камня, они создают
исключительный колористический эффект. Серебряная оправа камней включается в композицию
и выполняет связующую роль рисунка. Набегая на камень, она образует чуть
удлиненные листочки, выросшие вокруг рубиновых капелек.
ШПИЛЬКА В ВИДЕ РОГА ИЗОБИЛИЯ
Золото, серебро, бриллианты 1775 — 1780 годы. Мастер Л.
Дюваль
Бриллиантовая головная шпилька в виде рога изобилия—одно из немногих подписных произведений знаменитого петербургского ювелира Дюваля. Два превосходно ограненных солитера чистой воды в окружении мелких бриллиантов в виде лепестков и цветочков в тончайшей оправе сверкающими каплями висят в воздухе. Под ними изогнутый рог изобилия сплошь устлан волнистыми рядами алмазных роз. Четкий рисунок золотых ребер витков рога собирает всю композицию и придает ей зрительную устойчивость. Дюваль для своего произведения строго отобрал хорошие однородные камни без нацвета и решительно отказался от цветной фольги под бриллиантами, чем так увлекались ювелиры середины XVIII века. Максимум эффекта мастер стремится извлечь из самого бриллианта, учитывая его размер, форму, огранку, игру.