Суббота, 11.05.2024, 06:25Приветствую Вас Гость

Главная Модные Новости Доставка Книга отзывов Видео Партнерам
Бусы-колье
Серьги
Клипсы
Браслеты
Кольца
Комплекты
Броши
Пояса
Запонки
Зажимы для платков
Упаковка
Новинки
Аксессуары
Подарки
Мини-манекены
Свадебная коллекция

Форма Входа

Статистика

Стекольное производство в России

Наша компания, работая с Чешским стеклом, обращает внимание на все стекло, что нас окружает. Мы интересуемся всеми производствами, которые могут соприкасаться с производством украшений, да и просто интересными для нас материалами.  Со всеми этими знаниями и открытиями мы охотно делимся с нашими читателями.

В частности, мы хотим рассказать о производстве хрусталя и хрустального стекла в России, а именно в городе Гусь-Хрустальный. По качеству это стекло не уступает Чешскому и Австрийскому, но к нашему сожалению из него не делают украшения.

Город Гусь-Хрустальный расположен в живописной Мещерской низменности на реке Гусь, в 63 км к югу от города Владимира. Это старейший центр стекольной промышленности и производства хрусталя, отсюда и такое название. Именно здесь был открыт совершенный метод непрерывной варки хрусталя и именно здесь варили самое чистое стекло в России.

Немного истории

Мировая история стекла насчитывает свыше шести тысячелетий. В России стекольные заводы появились в 17 веке. Они были казенными и обеспечивали потребности царского двора и знати. В домашнем быту в это время посуда почти не употреблялась из-за ее редкости. В 18 веке наряду с казенными Измайловским и Петербургским заводами возникают частные предприятия, изготовлявшие бытовую посуду и более ценные декоративные изделия.

Посёлок (Гусская волость) упоминается в документах семнадцатого века. В 1756 купцы Мальцовы в урочище Шиворово на реке Гусь начали строительство стекольной мануфактуры, давшей начало известному бренду Гусевской хрустальный завод и, затем в последствии, название самого города «Гусь-Хрустальный». Причиной строительства стала необходимость вывода предприятий из Подмосковья, где правительство запретило стекольные заводы из-за вырубки лесов. Туда же перевозят мастеровых из-под Можайска. В 1759 году Аким Мальцов пускает второй завод — Никулинский, состоявший из двух гут.

После смерти Акима во владение вступает его вдова — Мария Васильевна Мальцова. За 20 лет управления Мария Мальцова основала ещё 4 стекольных завода и 1 цементный. По завещанию все стекольные производства Мария Васильевна передала младшему сыну Ивану, выделив старшему, Сергею, лишь денежное вознаграждение. Через несколько лет Сергей Акимович выкупает у младшего брата все гусевские предприятия и основывает рядом новые фабрики. В 1823 после смерти Сергея Мальцова «Мальцовский стекольный район», объединяющий заводы Владимирской, Рязанской, Орловской, Калужской и Смоленской губерний, вновь объединяется уже под началом Ивана Акимовича.

В 1831 Иван Сергеевич Мальцов (1807—1880), вернувшийся из-за границы, едет в Гусь и начинает заниматься заводскими делами. При нём Гусевской хрустальный завод получает как бы второе рождение. Мальцов, часто бывавший за границей, на своих предприятиях стал внедрять все технические новшества, появлявшиеся в Европе. Заимствовал он и новинки других российских стекольных заводов, пользовавшиеся спросом на рынке. По предложению мастеров-умельцев, при нём была создана «камера образцов», где хранились изделия, лучшие по красоте и сложности исполнения рисунка. Вскоре гусевский завод был переведён на выпуск дорогой хрустальной посуды. Теперь завод по праву мог называться хрустальным. Сюда с других заводов были переведены лучшие стекольные мастера. В Гусе изготавливались ходовые изделия из простого и цветного стекла с цветочной росписью и золочением. Изделия из хрусталя славились своей алмазной (бриллиантовой) гранью, украшались гравировкой. Выпускались вазы из двух- и трёхслойного хрусталя с травлением. Уже на II Всероссийской выставке мануфактурных изделий, проходившей в 1831 в Москве, гусевский хрусталь был отмечен Малой золотой медалью. Через два года гусевские изделия завоёвывают на всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге Большую золотую медаль, а также получили право использования изображения Государственного герба на изделиях. Ещё через два года мальцовские изделия выходят на мировой рынок и в ведомостях мануфактур, выпускаемых в эти годы в Германии значится уже как «чисто русское хрустальное производство», работающее исключительно на отечественном сырье и топливе, имеющим русские кадры.

Завод выполняет крупные заказы царского двора, уникальные хрустальные изделия для шаха Ирана, а также для кавалерских и обычных столов в пригородных дворцах императора. Круг предметов, поставлявшийся на всероссийский рынок был обширным, начиная со столовой посуды и кончая церковной утварью. Изготавливались изделия дорогие, огромной величины, с богатой гранью и резьбой.

В 1835 году Мальцов, будучи за границей в свите Николая I, изучает работу чешских фабрик, выпускавших богемское стекло, закупает образцы производства, приобретает рецепты изготовления. Вскоре гусевский завод осваивает технологию изготовления богемского стекла.

В первой трети 19 века стали популярны изделия из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Усложняется сервировка стола и используются многопредметные хрустальные сервизы, объединенные единым декором. Гусевские мастера освоили все виды алмазного гранения, запатентованные ранее английскими мастерами, а также разработали собственный рисунок, получивший название «мальцовской» алмазной грани.

После смерти Ивана Мальцова в 1880 году Гусевский хрустальный завод перешёл к одному из его племянников — Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову (1834—1913). В этот период Гусевский хрустальный завод производил около 1/4 объёма стеклянных изделий Владимирской губернии, в 1884 на нём работало 744 человек. При Нечаеве-Мальцове в производство были введены прогрессивные технологии, по типу западно-европейских образцов освоены новые способы декорирования изделий.

Со второй половины 19 века на Гусевской хрустальной фабрике выпускаются стеклянные кальяны, предназначенные для экспорта на восточные рынки. В конце 19 века изготавливаются изделия в «восточном вкусе» из стекла с росписью золотом и серебром, с имитацией благородных металлов. Завод неоднократно участвовал во всемирных выставках. В 1893 году в Чикаго хрустальные изделия завода в «восточном» и «русском» стилях получили Бронзовую медаль при Почетном Дипломе , а в 1900 году в Париже высшую награду - Гран-при.

Также в конце 19 века на Гусевской хрустальной фабрике наряду с бытовой посудой из стекла и хрусталя изготавливали уникальные произведения. Особенно популярны были изделия с полированной гравировкой в стиле «горного хрусталя». Основным мотивом этого рисунка был растительный узор. Многие изделия были предназначены для серебряной оправы. На заводе складываются знаменитые династии, среди которых – граверы Травкины и алмазчики Зубановы, славившиеся непревзойденным мастерством.

Ю.С. Нечаев-Мальцов получил известность как щедрый благотворитель и меценат. В 1885 г. им основано первое во Владимире земское реальное училище. По устройству и оборудованию мастерских оно было лучшим в Европе среди подобных заведений. На средства Нечаева-Мальцова были построены Георгиевский Собор в Гусь-Хрустальном, Музей изящных искусств в Москве (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина), церкви в Рязанской и Смоленской губерниях.

Ю.С. Нечаев-Мальцов был вице-президентом общества поощрения художеств и членом Академии художеств. За большой вкад в создание музея изящных искусств он получил придворный чин обер-гофмейстера и был награжден орденом Александра Невского.

В 1914 году по завещанию бездетного Ю. C. Нечаева-Мальцова его состояние перешло к его родственнику — графу П. Н. Игнатьеву.

А в 1918 году особым декретом Совета Народных Комиссаров предприятие было национализировано, как и вся стекольная промышленность. На заводе  выпускались простые изделия из стекла, входившие в ассортимент дореволюционных мальцовских прейскурантов. В 1920-е годы мастера изготавливали изделия с агитационной тематикой. С середины 1930-х годов стало налаживаться производство художественной посуды: кубки, вазы, вазы для фруктов, настольные лампы, графины, приборы для вина и прочее.

В годы Великой Отечественной войны в короткие сроки производство было перестроено на военный лад и хрустальный завод производил термосы, колбы, фляжки, термометры и пр.

В 1950-е годы на завод приходят художники-профессионалы. Творческая лаборатория начала создавать новый ассортимент с учетом вековых традиций русского стеклоделия и богатого наследия народного искусства.

В советский период изделия часто представлялись на престижных международных выставках. В 1970-е годы на Гусевском хрустальном заводе впервые в стране налажен выпуск малых серий высокохудожественных изделий (скульптуры, декоративные вазы, сувенирные композиции, кабинетные приборы, туалетные приборы, флаконы, штофы, подсвечники, сервизы и прочее), а также изделий окрашенных концентратами окислов редкоземельных металлов..  К концу 20 века продукция завода получила всемирное признание и экспортировалась во многие страны мира.

В постсоветский период Гусевской хрустальный завод является крупнейшим отечественным предприятием по производству художественного стекла и хрусталя. В 1996 году город Гусь-Хрустальный был удостоен международного приза «Золотой Меркурий» за сохранение историко-архитектурного облика города.

Но наступило время криминала и кризиса и в ноябре 2011 года знаменитый Хрустальный завод, давший имя городу, перестал существовать. Производство на заводе было остановлено 5 ноября 2011 года по причине отключения электроэнергии за долги в 11 миллионов рублей. Последние работники предприятия были уволены в январе 2012 года.

26 декабря 2013 года возобновил работу Хрустальный завод, а точнее — 4-й его цех, который специализируется на выпуске цветного хрусталя. Цех №6  специализируется на выпуске бесцветного хрусталя.

Производство

Придя на завод на экскурсию можно увидеть весть процесс варки стекла и создания изделия, всю технологическую цепочку - от выдувания до упаковки.

В цехе работают 3 стекловаренные ванные печи, в которых непрерывно варится бесцветный хрусталь.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. У выдувальщиков в руках длинные металлические стеклодувные трубки с резиновой грушей. Это трубки-самодувки, которые были внедрены в производство в 50-е гг. На один конец стеклодувной трубки берется капля раскаленного хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика - наборная трубка. С ее помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит ее к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. Изделия помещаются в лер, где внутри установлены газовые горелки, которые регулируют температурный режим отжига. Там они сначала нагреваются до 700 градусов, а затем постепенно остывает до 40-50 градусов. Процесс отжига длится 1,5 часа, а затем изделие поступает в обрезной цех.

В обрезном цехе срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого его помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза верхней части изделия оно проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; измеряют толщину слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью в алмазном цехе. Для начала на изделие разведенной белой глиной наносят разметку, чтобы скоординировать нанесение рисунка разными мастерами. После разметки изделие ставится на конвейер и идет от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается на более большом абразивном круге, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивный круг подается вода.

После нанесения грани изделие становится матовым. Чтобы грань стала прозрачной, изделие направляют в цех химической полировки. Изделие в пластиковом пакете опускают в ванну со смесью плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. (В этот цех экскурсия не заходит).

Затем изделие возвращается в алмазный цех, где его моют водой и, при необходимости, наносят уже матовые грани. Когда изделие полностью готово, оно проходит второй контроль. Его проверяют, маркируют, пакуют и отправляют в торговую сеть.

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика
Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина 9kingdom.ru на Яндекс.Маркете