Современная мужская рубашка имеет долгую предысторию, хотя нынешняя ее форма сложилась лишь к концу XIX в. В 1871 г. фирма Brown, Davis & С0 из Олдер-мэнбери выпустила первую рубашку с пуговицами но всей длине. До той поры люди натягивали и снимали рубашки через голову, хотя к тому моменту рубашка уже давным-давно считалась элементом верхней одежды. Вплоть до XVIII в. рубашку носили под верхней одеждой, так что виден был только ее воротник. Поэтому-то рубашку сначала считали нижним бельем, но и в паши дни она не может избавиться от ассоциаций, связанных со своим происхождением. В самом деле, мужчина сделает неверный шаг и его сочтут неприличным, если он снимет пиджак, не попросив разрешения, особенно в присутствии дам. Это правило может показаться устаревшим для многих людей, но, если мы вспомним, что наша современная рубашка была некогда нижним бельем, мы поймем, почему появилась эта условность. Она и сейчас, как и раньше, коренится в коллективном сознании, по крайней мере, в западном мире. Невозможно представить себе официальную церемонию, на которой короли, президенты и премьер-министры могли бы появиться в одних рубашках.
До конца XIX в. белая рубашка была воплощением элегантности. Только человек со средствами, позволявшими частую стирку и достаточное количество рубашек, чтобы регулярно менять их, мог покупать себе белые рубашки. А поскольку чистота белой рубашки неминуемо терялась при любом виде работы, то носить ее мог лишь джентльмен, то есть дворянин или представитель третьего сословия, живший за счет своего богатства. Рубашки в полоску вошли в моду только к концу XIX в., и был период борьбы, прежде чем они утвердились как элемент городского делового костюма. Рубашки с рисунком всегда вызывали подозрение в том, что их носят из-за желания скрыть недостаток чистоты. В виде компромисса цветные рубашки снабжались белыми воротничками и манжетами. Это соединение цветного материала с белым воротником популярно и поныне, хотя такие рубашки никогда не будут выглядеть столь же серьезно и официально, как белые.
Форма воротника - одна из главных особенностей, определяющих стиль каждой рубашки. Воротники первых рубашек имели разнообразный крой. Принципиально различаются между собой стоячий воротник и отложной.
До конца XIX в. преобладали разнообразные варианты стоячего воротника, ширина которого определялась толщиной галстука. Но постепенно стоячий воротник вытеснялся отложным, и с 1930-х гг. стоячий воротник стали носить только со смокингами и фраками. Были в ходу также съемные варианты и стоячего воротника, и отложного. Преимущество их заключалось в том, что такой воротник можно было стирать каждый день, оберегая от этой процедуры остальные части рубашки. Помимо этого съемный воротник предлагал и другую выгоду - форму воротника можно было менять, что создавало впечатление обильного запаса разных рубашек у их владельца, не заставляя его на самом деле постоянно покупать новые. Так или иначе, выгоды уравновешивались неудобствами, например, трудоемкой задачей пристегивания воротника и отчаянным поиском пуговицы воротника каждое утро. И все-таки эксцентричные одиночки вроде американского писателя Тома Вулфа, манера одеваться которого навсегда осталась в ловушке моды 1930-х гг., до сих пор предпочитают съемный воротник. По своей форме современная рубашка почти не изменилась с конца первой мировой войны. Единственным элементом, который в ней прибавился, стал нагрудный карман. Он появился, когда из моды вышел костюм-тройка с жилетом. Однако в классических мужских рубашках нагрудный карман отсутствует и сегодня.
1) У хорошей рубашки, для того чтобы сохранить форму воротника, вставлены съемные пластинки. Они особенно необходимы отложным и "срезанным" воротникам, а вот для мягкого воротника рубашки-батника подобные вставки не нужны. Большинство вставных пластинок делается из пластмассы, но некоторые торговцы предметами мужской одежды употребляют также латунные. Из чего бы они ни делались, они придают воротнику хорошую форму и предохраняют углы воротника от загибания. Это может быть особенно важно, когда рубашку носят с галстуком.
2) Происхождение сшивной, а не цельнокроеной кокетки связано с традиционным изготовлением рубашки. Поскольку плечи у мужчин имеют, как правило, разную высоту, шов на кокетке можно использовать, для подгонки рубашки точно по размеру клиента. На готовых рубашках сшивная кокетка является признаком более дорогостоящей работы, потому что любой дополнительный шов становится повышающим цену фактором, когда рубашки производятся в больших количествах. Многим такие детали кажутся неважными и потому воспринимаются как ненужная трата.
3) К несчастью, только на очень хороших готовых рубашках элементы рисунка совпадают, но в рубашках, изготовленных на заказ, это будет всегда. Так, например, полоски и клетки должны точно совпадать в месте соединения плеча с рукавом. Двойные (или "французские") швы используются в тех частях рубашки, которые испытывают особое напряжение. При «французском» шве два полотнища ткани сшиваются вместе, выворачиваются и снова сшиваются. Это дорогая операция, но она обеспечивает долговечность шва.
4) Чем больше стежков имеет шов, тем дольше он прослужит. На хорошей рубашке на один дюйм приходится до 20 стежков (8 на 1 см). Швы, включая параллельные двойные, всегда прошиваются одной иглой. Преимущество здесь в том, что швы ложатся более точно и материал между ними не идет волнами после стирки. На рубашках классом ниже для двойных швов применяется машина с двумя иглами, которая сокращает время исполнения вдвое.
5) В хороших рубашках материал расходуется щедро, так чтобы они не выбивались из брюк на спине или на боках. Спинка рубашки обычно выкраивается чуть длиннее, чем передняя часть, учитывая, что носящему ее человеку приходится наклоняться вперед. Длина будет правильной, если передняя и задняя части сходятся в промежности. Рубашек меньшей длины лучше избегать, чтобы не пришлось заправлять ее обратно в брюки, испытывая всю неловкость этой ситуации.
6) Обязательным признаком хорошей рубашки являются пуговицы, сделанные по традиции из перламутра. Перламутровые пуговицы настолько твердые, что могут сломать иглу швейной машины. Раньше планку пришивали к рубашке, но сегодня просто сгибают материал по краю полочки. Накладная планка для застежки более типична, но она производит грубоватое впечатление, так что более изысканные рубашки скорее всего будут иметь одинарную планку.
7) Ластовица, или треугольный клин, обычно добавляется для укрепления угла между полочкой и спинкой. Эта деталь встречается на всех хороших рубашках, Тем не менее, лишь ОДИН производитель додумался использовать эту небольшую деталь как инструмент маркетинга. Ластовицы на рубашках от Томаса Пинка всегда розовые. Это делается для напоминания владельцу рубашки об изготовителе всякий раз, когда он ее надевает, чтобы тот не обратил свой взор к продукции с маркой Turnbull & Asser или Т. М. Lewin.
8) На хороших рубашках низ рукава имеет
несколько складок в месте соединения с манжетой. Дополнительно поверх манжеты
часто пришивается небольшая пуговица, не позволяющая рукаву раскрываться и
ОГОЛЯТЬ руку не вполне эстетичным образом. Ее также можно расстегивать, чтобы
удобнее было закатывать рукав. На очень хороших рубашках эта пуговичная петля
выполняется горизонтально, а не вертикально и, конечно, обметывается вручную,
как и все другие петли для пуговиц.
Формы воротников:
1. Широкий отложной воротник наиболее официален и в тоже время являет собой стиль, меньше всего привлекающий внимание. Расстояние между концами воротника может быть различным.
2. 3. 4. 11. Все эти примеры являются образцами отложного воротничка. Широкий воротник прикрывает большую часть шеи, создавая впечатление официальной "застегнутости на вес пуговицы". Кроме того, такой воротник дает достаточно места для галстуков толстых и широких. Когда рубашка делается на заказ, ширина воротника учитывает индивидуальное строение шеи. Если необходимо, можно заставить длинную шею выглядеть короче, применив широкий воротник, и, наоборот, короткая шея может казаться более длинной благодаря узкому воротничку. Между прочим, судя по мемуарам Рональда Рейгана, он прибегал к этому трюку.
5. 6. 7. Эта элегантная форма имеет много названий. По-английски такой воротник называется cutaway (срезанным) или spread (развернутым!), по-немецки Kentkragen, Haifischkragen, Spreizkragen. В интернациональном обиходе устоялся термин "cutaway". Он обозначает характерный крой, дающий резкое расхождение концов воротника в стороны. При таком дизайне концы оставляют галстучному узлу места более чем достаточно. "Срезанный" воротник всегда выглядит более элегантным, чем строго классический отложной воротник. Его часто выбирают щеголи Южной Европы и носят как с галстуком, и без него. Многие любят "срезанный" воротник в сочетании с плотными галстуками на подкладке, потом что их крупные узлы хорошо размещаются в большом промежутке между концами воротника.
8. Воротник на булавке (когда концы воротника соединяются булавкой различной формы), является характерно американским типом воротника. Воротник на булавке представляет собой не что иное, как разновидность воротника с петлицами. Но хотя этот дизайн иногда смотрится весьма элегантно, европейские мужчины обычно находят его слишком вычурным. Кроме того, блестящий кусок металла смущает тем, что отвлекает внимание от лица, которое находится над ним. Поскольку воротник на булавке требует довольно близко сходящихся углов. это создает те же неудобства для галстука, что и при строгом отложном воротнике,
9. Эпоха съемных воротников осталась далеко позади. Только денди, а также личности, испытывающие ностальгию, и, разумеется, люди очень экономные еще продолжают их носить. Действительно, дешевле, заменить потертый воротник, чем всю рубашку, а многие изготовители рубашек в Англии в своем стандартном ассортименте до сих пор предлагают рубашки со съемными воротниками. Требуется определенное время, чтобы надеть и снять такую архаичную рубашку, но ее форма несет в себе известное очарование, привлекающее многих мужчин.
10. Среди образцов форм воротника настоящий воротничок от Brooks Brothers с его мягко закругленными уголками имеет особый статус. Он смотрится так же хороню с галстуком, как и без него. Тот, кто носит его с галстуком, будет производить впечатление "затянутого в мундир", поскольку воротник довольно широк. Тем не менее воротник с пуговицами на концах смотрится менее официально. Это обуславливает его мягкое завершение и не парадный вид пришпиленных пуговицами концов. Однако только американские производители хорошо изготавливают воротник такого типа, в европейских вариантах он слишком узок, а концы находятся под разными углами, и он никогда не круглился так, как на настоящей рубашке Brooks Brothers.
12. Воротничком на петлицах мы завершаем экскурсию в область традиции. Предположительно, первым такой воротник надел принц Уэльский, позднее Эдуард VIII, во время путешествия в США. Американцы приняли такой стиль с энтузиазмом, и до сего дня воротник на петлицах больше распространен в США, чем и Европе, хотя маленькая полоска акцентирует галстучный узел очень элегантно. Однако без галстука такой воротник носить нельзя, что может слать, неудобством для человека в командировке, когда после завершения работы ему захочется расстегнуть воротничок и выпить аперитив. Но вполне может быть, что многие мужчины находят воротник с петлицами просто ненужным фатовством.