ЯНТАРЬ
Любуясь янтарем, трудно представить себе, что то, что, по всей видимости, кажется камнями вовсе не камни. На самом деле эти кристаллы являются сгустками смолы, которая сочилась из дерева миллионов лет назад.
Около 60 миллионов лет назад, задолго до появления человека, большую часть нашей планеты покрывали высокие хвойные леса. В основном леса располагались на Северной части полушария, ландшафт которой в настоящее время сильно отличается от того каким он был тогда. Исходя из исследований ученых этого природного минерала, было установлено, что янтарь состоит из смол двух давно вымерших видов деревьев. Один из этих видов принадлежал к семейству бобовых и произрастал на территории, которую мы сейчас называем Доминиканская Республика, другой вид хвойных был родственником современных кедров. Последний во многом напоминал тую или белый кедр (Thuja occidenlalis). Оба вида исчезли с лица земли примерно около 30 миллионов лет назад.
Веществом, из которого кристаллизовался янтарь, является смола. Это липкое вещество, которое течет прямо под корой и защищает деревья от травм, таких как: от ветра ломающего ветки, от отверстий сделанных птицами (например, дятлами), от повреждений наносимых деревьям животными (например, дикобразами и бобрами). Когда дерево повреждено, эта смола заполняет пустоты и места повреждения и помогает дереву залечить раны. Эта смола содержит химическое вещество, известное как терпенов. Терпенов является моноциклическим гидро-углеродом, одним из производных которого является скипидар. Изменение происходящие в земной коре, рельефе местности и климате в итоге уничтожили эти обширные леса, похоронив их под тоннами песка, ила, глины и воды. Эти природные изменения сопровождались выделением тепла и давления, в результате этого в глубинных захоронениях начался процесс молекулярной полимеризации.
На первом этапе трансформации смола превращается в Копал (Copal), который все еще мягкий и несколько липкий. Копал (Copal) при увеличении температуры сначала начинает таять и затем воспламеняется, в то время как янтарь будет только гореть и дымить. Янтарь формируется в ходе второго этапа, когда химический Терпен практически полностью удаляется из смолы. Когда янтарь горит, выделяется сладкий сосновый запах из-за остаточных следов терпена. Научным названием янтаря является сукцинит (suc-cinite) , происходит от латинского существительного suc-cinum, от корня слова «сок». Янтарная кислота -липкое, прозрачное, кристаллическое вещество, которое является основным ингредиентом янтаря, присутствующим в современных деревьях. Он действует как консервант и способствует сохранению и улучшению цвета янтаря. Химический состав янтаря составляет: 79% углерода, 10,5% кислорода и 10,5% водорода, а также сера, которая присутствует в очень малом количестве. Его твердость по Моос составляет 2- 2.5, что по стандартам для драгоценных камней является чрезвычайно мягким.
Не смотря на то, что янтарь сформировался из органического, а не минерального вещества, он обладает несколькими характеристиками присущими драгоценным камням. Когда янтарь ломается, получается камневидный излом, который имеет гладкую, блестящую поверхность, тоже самое характерно и для камней с кристаллической решеткой.
Янтарь преимущественно желтого цвета, хотя он также может быть красным, зеленым, иметь несколько оттенков коричневого и, в редких случаях, синий цвет, в зависимости от наличия каких-то определенных примесей. Некоторые экземпляры могут быть мутными, в то время как другие являются ясными и чистыми. Если поверхность янтаря протереть мягкой тканью, то на поверхности образуется отрицательный заряд статического электричества с видимыми искрами.
Регион Балтийского моря является наиболее богатым на янтарь. Наиболее продуктивной частью является Куршская коса, очень длинный и узкий сегмент земли, который простирается к северу от Самбийского полуострова России и разделяющий Куршский залив Балтийского моря, является одним из наиболее продуктивных районов по добыче янтаря в мире. Большинство балтийского янтаря собирают на пляжах. Материал плавает вблизи дна и постепенно вымывается на берег. Надежный способ определения, является ли янтарь подлинным, это поместить его соленой раствор: соотношение соли и воды примерно один к двум. Если помещенный в раствор образец будет плавать то это настоящий янтарь, если нет то это подделка.
Большие куски янтаря очень редки. Крупнейший известный на сегодняшний день весит 33,5 кг. Этот великолепный, прозрачный элемент предположительно относится к третьему периоду в кайнозойской эры (его возраст от 65 млн. до 10 млн. лет). Янтарь намного меньшего размера, тем не менее, находят на всех континентах кроме Антарктиды. В Доминиканской Республике, янтарь добывается вручную. Мачете, кирки и лопаты используется для углубления угольных туннелей глубже, в недра земли, где располагаются залежи янтаря, образовавшегося после того как многие деревья были изломаны и завалены землей в ходе смещения титанических плит. Янтарь добываемый в Доминиканской республике мягче балтийского янтаря.
Компания «Девятое Королевство» вдохновившись этими красивыми природными драгоценными камнями, создала коллекцию украшений из богемского стекла, эмитирующую природный янтарь.
Самые великие произведения искусства из янтаря.
Одна из самых больших художественных применений этого ископаемого является драгоценная Янтарная комната, созданная для прусского короля Фридриха 1. В 1701 году, когда Фридрих я посетил Кенигсберг (в то время входящей в состав Восточной Пруссии) до его коронации, ему очень понравился этот необычный минерал.Там он увидел много работ выполненных из этого материала и решил изготовить, что-то особенное и необычное из этого материала для себя. И кто-то из его приближенных предложил изготовить комнату во дворце специально для будущего короля, выложенную из самого лучшего сорта балтийского янтаря в мире в честь его коронации.
Многие мастера-ремесленники были наняты для постройки этой комнаты. На постройку этой комнаты было затрачено более десяти лет. Когда настенные панели были закончены, их установили во дворце в Берлине. Настенное покрытие состояло из 22 панелей с более чем 100.000 украшений, гербов, инкрустаций, вензелей и вставок с мифологическими сценами, полностью из янтаря. Однако Фредерик 1 не прожил достаточно долго, чтобы по-настоящему насладится шедевром, изготовленным для него.
В 1716 году его сын и преемник, Фридрих Вильгельм I, подарил комнату царю Петру из России в качестве подарка по случаю заключения прусско-русского союза. Российский государь был в восторге от этой комнаты, в то время как сам Вильгельм I был не большим поклонником искусства и был рад возможности укрепить отношения со своим союзником Россией, таким щедрым подарком.
Комната была в итоге окончательно установлена в Екатерининском дворце в Санкт-Петербурге в 1755 году. Некоторые изменения были сделаны до ее перемещения в императорскую резиденцию в Царском Селе, недалеко от Санкт-Петербурга, в 1763. И она оставалась там до начала Второй Мировой Войны.
Комната была подвергнута реставрации в 1800-х годах в связи с ухудшением состояния резьбовых элементов.
Согласно исследованием, комната в Екатерининском дворце в Царском Селе была гораздо больше по размеру, чем комната во дворце в Берлине, где она была первоначально установлена. Так как, например, стеновые панели были около 5 метров в высоту, а стены комнаты достигли около 6 метров. Мастерам пришлось изготовить дополнительные панели для покрытия этой разницы в размерах.
Двадцать четыре длинных, узких, богато украшенные Венецианских зеркала были расположены между панелями. Рамки у зеркал были богато украшены отборными кусочками янтаря. Главный вход в комнату был украшен янтарем и золотом (дверная рама). Очень высокие двери были белого цвета с необычными и сложными декоративными элементами, покрытыми золотом. Пол покрывал паркет со сложнейшим рисунком из высочайшего качества древесины.
В июне 1942 года немецкая армия вторглась в Россию. Когда армия добралась до Царского села и подошла к Екатерининскому дворцу. Русским пришлось отступать настолько быстро, что у них не было времени, чтобы снять все стеновые панелей из Янтарной комнаты и увезти с собой. Однако им удалось переместить и укрыть много драгоценных украшений и произведений искусства из этой комнаты в безопасном месте.
Немцы обнаружили, что паркетный пол покрыт толстым слоем песка, который был предназначен, чтобы замаскировать его. Поспешно отштукатуренные и покрытые обоями стены обманули немецкую армию не на долго. Солдаты стали мародерствовать, отбивая куски янтаря от стен прикладами оружия себе на сувениры. Огромный ущерб был нанесен мародерами, прежде чем немецкие власти взяли на себя руководство и демонтировали комнату и оправили ее в Кенигсберге. Конвой, как говорят, состоял из 18 грузовиков.
Янтарная комната была реконструирована в Кенигсберге вскоре после прибытия туда грузовиков. Панели были помещены в комнату, которая была прямоугольной формы, вместо квадратной. Это потребовало дополнительных модификаций и изменений этих настенных панелей. Две двери, пропали без вести, без всякого сомнения, они были украдены в пути. Несколько декоративных досок с элементами декора, также пропали, и о них не было ни какой информации до 1997 года, когда они были выставлены на продажу по очень высокой цене, сыном немецкого офицера, который помогал перевозить награбленное из России в Германию. Недавно они были возвращены ее законным владельцам.
Во время воздушной атаки 19 августа 1945 года, Кенигсберг замок был обстрелян бомбами, которые привели к пожару. Некоторые источники утверждают, что Янтарная комната, была полностью уничтожена огнем. Другие полагают, что нацисты успели вывезти ее в другой тайник. Третьи полагают, что это данная коллекция похоронена на дне какого-то из озер.
Янтарь довольно хрупкий материал и если о нем не заботятся, будет рассыпаться на мелкие бесполезные фрагменты. Единственными оставшимися документами, подтверждающими первоначальный облик янтарной комнаты, являются одна цветная и несколько черно-белых фотографий, сделанных до того, как нацисты вторглись во дворец в Царском селе. В 1997 году русские мастера принялись за создание новой янтарной комнаты на основе этих сохранившихся фотографий. Изготавливаемые декоративные элементы по качеству сравнимы с теми, что украшали первоначальную янтарную комнату, а иногда и лучше. В 2003 году Янтарная комната была закончена. Открытие совпало с 300-летием Санкт-Петербурга.