Понедельник, 11.12.2017, 14:11Приветствую Вас Гость

Главная Модные Новости Доставка Книга отзывов Видео Партнерам
Бусы-колье
Серьги
Клипсы
Браслеты
Кольца
Комплекты
Броши
Пояса
Запонки
Зажимы для платков
Упаковка
Новинки
Аксессуары
Подарки
Мини-манекены
Свадебная коллекция

Корзина

Ваша корзина пуста

Форма Входа

Статистика
История возникновения и развития Чешской бижутерии

Глядя на все роскошное многообразие украшений, надо отдать должное технической и художественной изобретательности мастеров прошлого и современности. Наш интернет-магазин «Девятое королевство» представляет чешские украшения и бижутерию, в частности и изделия Яблонецкого края.
Яблонец над Нисой – самый признанный  в мире центр бижутерийной промышленности, который исходит из традиций старых торговых домов, где каждому бижутерийному направлению отводилось особое место. В этой статье Вы познакомитесь с производственной технологией изготовления бижутерии и  с отдельными видами бижутерии из стекла, металла и других материалов.

Бижутерия и в наше время входит в число самых значительных производств Чехии. Застройка Яблонца-над-Нисой началась в 19 веке и уже  в начале 20 века город стал одним из самых крупных в Чехии  центром экспорта бижутерии по всему миру, поэтому данный ассортимент товаров стали называть Яблонецким товаром, а здешний преуспевающий край Австрийской Калифорнией. Перед Первой  Мировой войной местные налогоплательщики  вносили в казну за год  столько, столько платила вся Долмация – одна из земель Австрийской Короны. Жизнь в Изерских Горах  получила мировой знак качества также потому, что сюда ежегодно приезжали тысячи иностранцев со всего мира, чтобы купить модные товары. Многие из них здесь открыли свое дело. Таким образом, производство стекла и бижутерии является  не только художественно-историческим, но и экономическим, социальным и общественным феноменом. Оно связано почти со всеми важными событиями в области, произошедшими за все последние века.

Дорога от украшения, как единственного в своем роде художественного артефакта, к серийному производству отнюдь не прямая. Уже в средние века на территории Чехии в  большом количестве изготовлялись цветные бусинки для четок, так называемые «патерники». В начале 18 века в Торнере по Венецианскому примеру удалось выплавить первое композиционное стекло и освинцово-парадный хрусталь, пригодный для производства и имитации драгоценных  камней. В конце того же века производство стеклянной бижутерии переместилось в Яблонецкий край, где ее стали делать из обычного кальциево -  натриеева или содового стекла. Здесь были идеальные  условия для развития промышленности и ремесел: доступное сырье и энергия, дешевая рабочая сила и близость торговых путей. В 19 веке постепенно возрастает и значение металлической бижутерии. Изерские Горы стали называть фабрикой под открытым небом.

Основным полуфабрикатом для производства стеклянной бижутерии является стеклопрут, т.е. стеклянные стержни, палочки и трубочки различных диаметров, изготовляемые волочением из стекла  с различным содержанием свинца или без свинцового стекла. Штамповочные стержни  - главный полуфабрикат Яблонецкой промышленности, используемый для производства жемчужин, пуговиц и бижутерийных камней. Из палочек вручную изготавливаются искусственные жемчужины и другой стеклянный товар, обрабатываемый в пламени горелки. Из них делают и специальные бижутерийные камни – они также служат для дальнейшей декорации бижутерии. Из трубочек выдуваются полые искусственные жемчужины и нарезаются стеклянные бусинки.  Головокружительный диапазон цветовых оттенков Яблонецкой бижутерии до сих пор славится во всем мире.

Местные производители бижутерии были людьми думающими и создали ряд новых производственных методов, которые облегчали работу и экономили время и деньги. Примером может быть на первый взгляд обыкновенный ручной штамп, имеющий вид клещей. В начале 18 века стеклянные камни шлифовались вручную на песчаниковых точильных камнях из куска стекломассы точно также как настоящие драгоценные камни. Позже камни шлифовались из «отлитков», изготовленных при помощи глиняных форм. Лишь приблизительно в 1750 году появляются первые деревянные клещи с металлическими формочками так называемыми «капликами», которыми штамповалось стекло из стеклянных стержней. Для придания конечной формы изделие достаточно было дошлифовать.  А после 1820 года появились полностью металлические ручные штампы, в первой половине 19 века штампы со сменными капликами  и наконец механическая и машинная штамповка.

Штамповка стекла

Около 1830 года в Изерских Горах появились первые специфические строения, называемые «мочкарные» - штамповочные мастерские, которые до сих пор типичны для местного пейзажа. Как правило, это небольшие строения с одним или двумя дымоходами или дымовытяжным зонтом  - отверстием в потолке, предназначенном для отвода тепла из мастерской. При помощи ручных штампов механически в них штамповалась стеклянная бижутерия. Первый пресс для бижутерии был создан в конце первой половины 19 века.

В конце первой половины 19 века наряду со штампованными и шлифованными стеклянными товарами в Изерских Горах быстро развивается чеканка, главным направлением которой было изготовление металлической бижутерии. Принципиальной инновацией в этой области было внедрение чеканки, штамповки и выбивание металлических заготовок при помощи машины, которая в 1738 – 1740 – х годах сконструировал талешицкий кузнец К.Шер по инициативе яблонецкого чеканщика Антона Реслера. Шер был вплоть до своей смерти в 1852 году единственным производителем этих машин в регионе. Им сделан и пресс и шлямбур для чеканки, создание которого, подсказанное книжным прессом, сделало производство металлической бижутерии более качественным и быстрым. 

Бижутерийные камни

Бижутерийные камни – это мелкие стеклянные детальки, часто имитирующие своей формой и расцветкой натуральные драгоценные камни. Начиная с 70-х годов 19 века основание камней стали делать с фольгой, т.е. покрывать серебряным зеркальным слоем, чтобы добиться большего эффекта и лучшего отражения световых лучей. Наличие фольги могло также служить для распознавания натуральных и бижутерийных камней. Из-за сложности огранки бижутерийного камня этот процесс сопротивлялся машинной механизации вплоть до конца 19 века. Первую действующую ограночную машину для шлифовки бижутерийных камней запатентовали совместно в Вене в 1892 году Даниэль Сваровски, его тесть Франц Вайс и парижский финансист Арман Гусман. Но в эксплуатацию ее запустили не в Изерских Горах, а в Вене. А в Яблонце-над-Нисой  первую механическую ограночную мастерскую открыли братья Яггоры, оснастив ее машинами собственной конструкции. Наследником фирмы братьев Яггор стала компания «Прециоза», которой принадлежит огромная карта цветовых оттенков и все типы огранки стеклянных камней: Octagon, Square, Baguette, Dentell, Brilliant, Chaton/rhinestone, Oval, Channel, Chaton rose, Navette, Briolette/drop, Rauten rose, Pear, Heart, Cabochon. Чтобы  добиться совершенной имитации драгоценных камней шлифовка производилась по таким же геометрическим образцам, как и в случае драгоценных камней, включая самую сложную огранку бриллиантов.

 Постепенно производство стеклянных камней стало своеобразной производственной отраслью, в полной мере использующей специфические особенности стекла. Выпускается и целый ряд специальных камней, не имеющих в природе никаких аналогов. Благодаря ценовой доступности с этим материалом можно экспериментировать и создавать большие пространственные композиции с применением нового дизайна.

Стразы

Свинцовое стекло - стекло с высоким содержанием свинца, пригодное для производства имитаций бриллиантов, называется «страз». Изделие названо по фамилии парижского ювелира австрийского происхождения Георга Штрассе, который изобрел его приблизительно в 1760 году. Из специальной стразовой стекломассы с высоким показателем преломления света начиная с 90-х годов 19 века выпускают камни машинной огранки  - шатуны. Их огранка имитирует бриллианты. Основание покрыто серебряным зеркальным слоем и лаковым покрытием.

Имитация стеклянных камней

Наконец и стеклянные камни дождались своей имитации, а именно из пластмасс, которые используются в бижутерийном производстве с 70-х годов 19 века. Причина популярности пластмассовых камней кроется не только в их более низкой цене, но и в их меньшем весе.

Стеклянная имитация жемчуга или бусины.
Стеклянные бусины были первопричиной мировой известности Яблонца и до сих пор производятся при помощи различных технологий в неисчислимом количестве форм, расцветок и размеров. В зависимости от способа производства различают имитации жемчуга - штампованные, шлифованные, ламповые бусины, выдувные бусины, бусины под жемчуг, бусины, изготовленные спеканием и стеклянные бусинки. Все эти типы были весьма важны для Яблонецкой бижутерии. Благодаря местным экспортерам они в бессчетном количестве еще в 19 веке вывозились во все концы света. Из этого ассортимента в настоящее время наибольшим спросом пользуются стеклянные бусинки.

Спекание

Бижутерия, изготовляемая спеканием,  производится путем прессования стеклянного порошка в многогнездную форму. В последующем  процессе спекания он превращается в компактную массу. Технология спекания по существу такая же, как и в керамическом производстве. В качестве основного компонента с самого начала использовалась «фритта»  - размельченное полевошпатное стекло, т.е. материал, составляющий основу Севрского фарфора. Комбинируя и добавляя к основной фритте различные материалы можно добиться эффектов, которых иным образом в стекле достичь нельзя.
В Изерских Горах фабричным производством стекло-фарфоровых бусин и пуговиц  с 1889 года занималась фирма «Кебрюдер Хамер» и во второй половине 20 века ее  традицию продолжила фирма «Прециоза», выпускающая с использованием спекания, так называемые мозаичные камни, применяемые, например, на фасадах зданий.

Ламповые бусины

Производство ламповых бусин зародилось в итальянской Венеции на острове Мурано. Эти имитации жемчужин изготавливаются вручную из стеклянных палочек, разогреваемых над пламенем. Эмаль различных цветовых оттенков формируется при помощи пинцетов и других инструментов. Возможны комбинации с металлическими деталями  - популярны для этой цели  - золото, бронза и платина. Окончательные формы могут быть делом фантазии или конкретные - в виде цветов, завитушек или бантиков. Производство ламповых бусин требует высокого мастерства ремесленника. Каждая вещь – это оригинал и довольно часто ламповые бусины используются для производства бижутерии класса люкс. Этому соответствует и их сравнительно высокая цена.

Бусинки

Стеклянные бусинки можно определить как маленькие тела шарообразной или цилиндрической формы с отверстием посередине. Их длина приблизительно равна диаметру. Используются для производства бижутерийных и галантерейных изделий. Отдельные виды бусинок отличаются технологией производства и внешним видом. Вначале бусинки отрубались от трубок ножом. С 30-х годов 19 века при помощи специального точила, так называемого «клемберта». После 1887 года машинная резка, будучи несравнимо производительнее, полностью вытеснила ручную. Самую значительную группу рубленных бусинок составляет бисер круглый необработанный, так называемый «рокайн», который далее проходит неоднократную поверхностную обработку. Далее двухграненный бисер -  два раза прошедший шлифовку, трехграненный бисер - три раза прошедший шлифовку, удлиненный стеклярус, ровные крупные валики и другие. Для изготовления нашивок применяются специальные очень мелкие виды бусинок диаметром от 0,8 мм, их используют, например, для вышивки дамских сумочек. Для экспортеров бусинки, как правило, надевались на нитку длиной 10-12 см в количестве 50 штук. 12 таких ниток составляли дюжину, две дюжины – связку. Так возникла базовая единица измерения, насчитывающая сто дюжин бусинок, т.е. 1200 штук.

Ожерелье

Ожерелье – так называемое «любовное письмо». Бусинки в виде различных украшений являются в Африке одним из самых употребляемых средств коммуникации и составной частью племенных и религиозных обрядов. Молодые войны Зулусы носили на голове повязки, сотканные из стеклянных бусин, широкие ошейники и богато украшенные набедренные повязки. Все названные предметы могут быть также любовными подарками (письмами) – девушки преподносят их молодым людям в знак того, что они ими интересуются. Юноши эти «любовные письма» очень ценят и публично носят, количество которых повышает общественный престиж молодого воина. Для их производства очень часто использовались и бусинки из Яблонца.


Яндекс.Метрика
Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина 9kingdom.ru на Яндекс.Маркете