И еще о стекле…
Стекло с его исключительными природными свойствами, богатством декоративных и пластических возможностей является древнейшим видом декоративно-прик
История изготовления стекольных предметов начинается с античных времен – V в. до н.э – III в. до н.э. В основном это сосуды разнообразных форм для масла, благовоний и бальзамирования. Основные приемы изготовления такого стекла сохранились до наших дней.
К древнейшим способам относится техника сердечника, которая применялась для изготовления полых сосудов. Глиняную болванку-сердечн
В середине 1 в. до н.э. была изобретена стеклодувная трубка и разработана техника свободного выдувания. Это позволило значительно разнообразить формы фигурных сосудов.
Мировую славу заработали венецианские мастера, которые изобрели самые известные техники и материалы – «филигрань», пунктирную роспись эмалевыми красками, золотой орнамент, опаловое стекло, а также знаменитое «cristallo».
К началу XVI в. высоко ценилось халцедоновое или агатовое стекло, напоминающее драгоценный камень. Из него делали сосуды с высокими узкими носиками и крышками. Особое место в искусстве венецианского стекла занимали фигурные сосуды и изящные кубки, отличающиеся необыкновенной красотой выдувного стекла и виртуозностью стеклянной пластики. Эти редкие в наше время произведения были необычайно популярны, стоили очень дорого и служили ценными подарками для царственных особ.
Западноевропейск
Особым представителем раннего русского стекла является стекольный завод в царском селе Измайлово под Москвой. Достижения российских мастеров проявились в создании пышных парадных кубков с портретами и вензелями императрицы Елизаветы Петровны и государственной атрибутикой. Замечательными образцами русской гравировки являются кубки, выполненные на Петербургском заводе в середине XVIII в. Именно с середины XVIII в. гравировка стала широко применяться в изделиях многих частных фабрик. Большие успехи были достигнуты на предприятиях крупнейших стеклозаводчиков Мальцовых.
Значительное место в продукции мелких фабрик России XVIII в. занимали стеклянные изделия с росписью эмалями в фольклорных традициях, с изображениями сцен из библейских историй. А состав многих цветных стекол был разработан М.В. Ломоносовым.
Особое место в истории российского производства занимает создание выдающимся мастером завода Бахметьева А.П. Вершининым знаменитого стакана с двойными стенками, между которыми помещены пейзажи и сцены сельской жизни из цветной бумаги, соломки, перьев и мха.
Наивысший расцвет русского стеклоделия в первой части XIX в. связан с переходом на изготовление хрусталя. Эти произведения с разнообразной сверкающей огранкой – «алмазная грань», «земляничный алмаз», «бриллиант» и др. – отличаются особой изысканностью и торжественностью
Во второй половине XIX в. обретает популярность грань «русский камень» - особая техника гранения, в результате которой многочисленные перекрещивающиес
События 1812 г. дали тему для декорирования хрусталя военными сюжетами, картами походов и победными надписями. Такие изделия служили памятными подарками участникам походов русской армии 1812-1814 гг.
Особой страницей в деятельности Императорского стеклянного завода было создание крупных стеклянных сервизов: «Бахметьевский», «Лондонский», «Готический», «Собственный» сервиз дачи Коттедж в Петергофе, Банкетные сервизы.
Разнообразно было и богемское стекло XIX в., выполненное в технике шлифовки по двух- или трехслойному стеклу, с росписью золотом и серебром, а также в технике серебряной или медной протравы. Богемские мастера достигли выдающихся успехов в способах декорирования стеклянных произведений. Изысканный почерк и тщательная прорисовка деталей отличает работы Ф. Эгерманна – младшего и Ф.Пеликана, созданные в технике глубокой гравировки. Атласно-блестящу
Эпоха модерна XIX - XX в. отразилась на всех производителях стеклянных изделий, среди которых особое место занимают произведения из многослойного стекла Э.Галле (1844-1904), фирмы «Братья Дом», завода «Сен-Луи», «Фаврильное стекло» («favrile glass») Л.-К. Тиффани (1848-1933), пластические новации изделий Р.Лалика (1860-1945). Все они отражают индивидуальные почерки художественных достижений авторов. Коллекция русского стекла эпохи модерн демонстрирует увлечение «техникой Галле» в изделиях, которые выпускали Императорский и Гусевский хрустальные заводы.
В это же время создавались и произведения, где был использован опыт глубокой резьбы и изысканной гравировки по цветному и бесцветному хрусталю в лучших традициях русского стеклоделия прошлых столетий.